Школа поделит учеников на сословные классы?

На обычного ярославского школьника из бюджета области выделяется 18 100 рублей в год

На прошлой неделе Российский Совет Федерации одобрил законопроект, дающий всем бюджетным учреждениям больше свободы. Первые, кто заволновался, – родители. Новый закон позволит школам вводить платные занятия.

Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», благодаря которому, как планируется, все бюджетные учреждения поделятся на казенные (которые останутся на полном финансировании федерации) и автономные (те, кто получит самостоятельность и сможет зарабатывать деньги). К первым отнесли оборонные предприятия, инфекционные и психиатрические больницы. Ко вторым – учебные заведения, учреждения медицины, науки и культуры. Партия власти, которая целиком и полностью поддержала (да и выдвинула) законопроект, считает, что данная схема финансирования позволит сэкономить деньги, а бывшим бюджетным заведениям их даже приумножить. Про бесплатную медицину, видимо, просто придется забыть. А учащихся, похоже, ожидают платные лекции в университетах, платный библиотечный абонемент, ПЛАТНЫЙ…


– Это 300 с лишним тысяч бюджетных учреждений по стране и 12 миллионов бюджетников – вот кого это касается! Это страшный закон, который способен дестабилизировать ситуацию по стране в разы больше, чем любая оппозиция, – не верит в розовые перспективы уже утвержденного закона депутат областной Думы Александр Цветков. – Закон дает возможность наращивать количество платных услуг. Со стороны государства нет гарантий нормального финансирования. Там говорится, что не будет снижено финансирование. Будет инфляция, а роста финансирования не будет. Государство постепенно станет уходить из этой сферы, а бывшим бюджетникам дадут право зарабатывать на платных услугах. Мы все знаем, чем это кончается. Плюс открываются шлюзы для приватизации самых лакомых кусков государственной и муниципальной собственности. Случись, организациям нечем будет расплачиваться, а государство по их долгам не отвечает…Придется продавать.

Бесплатные первые три урока?

С платной медициной мы как-то уже смирились: вылечиться в нашей стране порой пока дешевле, чем умереть, вот и экономим – лечимся. Смирились и с наполовину платным высшим образованием. Но вот со средним (почву под платное образование федеральные власти начали прощупывать еще пару лет назад)… никогда. Родители бьют тревогу и собирают подписи против принятого закона. В Интернете многие уже подсчитали, что месяц их чада в школе за счет платных уроков обойдется в шесть тысяч рублей. Поговаривают, что подобный эксперимент с платными уроками запущен в некоторых районах Москвы и Питера. Бесплатные – только первые три урока в день (русский, математика и основы религии).

– Бесплатное образование – это основа цивилизованного общества, – позвонила в «КР» мама двух детей Марина Сергеева. – За двоих – это 12 тысяч в месяц, плюс обеды, плюс форма, плюс учебники, которые мы ежегодно покупаем. Если так случится, я не смогу позволить детям и среднего образования. Для меня слишком дорого!

– Никто бесплатного образования не отменял и не отменит, – уверенно заявила Светлана Астафьева, начальник информационно-аналитического отдела Департамента образования Ярославской области. – Все обязательства, которые были, сохраняются. Школам будет выделяться столько же денег, сколько и раньше. И обязательный утвержденный минимум как был, так и останется бесплатным! Суть закона в том, что у учебных заведений появится дополнительная возможность зарабатывать часть денег самим. При этом все заработанные школой деньги будут оставаться на ее расчетном счете. Что станет платным? Школа сможет открыть платные обучающие дополнительные курсы с привлечением преподавателей вузов. Или, к примеру, увеличить время пребывания в группе продленного дня с 4-х
до 7 часов за счет родительской платы.

В то, что благодаря подобной «свободе» может ухудшиться качество бесплатного образования (не успел учитель выдать программу – додал на платном уроке), Светлана Викторовна не верит. Хорошо, если так. Но, увы, тенденция такова, что если раньше репетитор школярам требовался только в старших классах при подготовке к вступительным в вузы, то теперь норма, когда репетитор есть даже у первоклассника. И причины могут быть разные: и программа с годами усложнилась, и профессия учителя с годами так и осталась одной из низкооплачиваемых. А жить и кормить семью как-то надо. Поэтому часто он (репетитор)– учитель из той же школы или даже ваш учитель…

А кто закон знает? Похоже, никто

– Ощущения особого страха, что образование станет платным, нет. Существуют госстандарты, по которым образовательная госуслуга должна предоставляться бесплатно, – поддерживает Светлану Астафьеву Владимир Горшков, председатель областной общественной организации «Родительский комитет». – Вот эти 36 часов в неделю, если берем старшеклассников, будут бесплатными. Тревожность лично у меня вызывает другое. Платные подготовительные курсы могут назвать не курсами, а занятиями. Факультативы, опять же, могут стать платными. Есть еще один момент, который для России характерен. На местах (речь идет о городских департаментах образования – авт.), если в законе будет дана такая возможность, могут придумать свои «правила». И здесь уже ничего не поделаешь…

– Раньше стоимостью кроссовок мерились, а теперь стоимостью оплаченных часов? – возмущаются родители. Закон планируют ввести с 2012 года. Возможно, что за это время он несколько раз видоизменится. Только в какую сторону? Непонятно. Поэтому уповать нам пока приходится лишь на директоров городских образовательных департаментов, в чьем подчинении останутся школы. Как справляются школьные учредители, каждый может оценить сам уже сейчас. Покупка учебников, постоянные сборы на нужды школы, класса…

– Нам не до конца раскрывают стратегические задачи закона, – считает кандидат экономических наук, эксперт по управлению и финансам Владимир Тамаров. – Если ориентироваться на элитно-либеральную группировку в руководящих кругах, то закон приведет к увеличению коммерциализации образования, снижению его глубины и качества. Либо школы и вузы будут готовить малограмотных школьников и студентов, либо, кто хочет, пусть потом восполняет прорехи в образовании платно? Как скажется введение платного среднего образования? Реально в нашей области высокообеспеченных граждан всего до 1,5 %. Населения со средним достатком где-то около 
7-11 %. Оставшаяся масса населения в Ярославской области – до 41-42 % – живут чуть выше прожиточного уровня. А чуть выше – это прожиточный уровень плюс относительно 10 %. Вот считайте, в семье средства есть? Сейчас у нас говорят о развитии болонского процесса в стране – процессе сближения систем образования стран Европы, создании единого европейского пространства высшего образования. Но скажите тогда, почему в Швейцарии, Германии, Франции высшее образование бесплатно? А в России оно уже на две трети платно.

Страна уже давно негласно делится на сословия: бедных и богатых. И если в принятом законе не будет прописан (а прописывать у нас не любят) точный механизм взаимодействия между школой и учеником, студентом и вузом, образование может стать не конституционным правом, а роскошью…

Прямая речь

Лидия Семенова, депутат муниципалитета города Ярославля, директор школы N 2:

– На днях я разговаривала с директором департамента города Ярославля Андреем Викторовичем Сибриковым и заместителем директора образования области Михаилом Вадимовичем Груздевым. Они мне подтвердили, что ни о какой реформе в школах и платном образовании речи не идет. И даже пока неясно, будут отнесены школы к автономным учреждениям или останутся бюджетными. Окончательного документа никто не видел. Обязательный стандарт останется бесплатным. Например, у восьмиклассников в него входят (35 часов): по два часа литературы, геометрии, истории, географии, физики, химии, биологии, физкультуры и технологии; по три часа русского и иностранного языков, алгебры; по часу информатики, обществознания, изо и музыки. Оставшиеся три часа – изучение предметов по выбору (экология, культура публичного выступления, экономика). Все это останется бесплатным.

К сведению

Россия расходует на образование 3,5 % валового внутреннего продукта. В США это 11%, в Японии – 14%, в Финляндии – 16,5%, в Южной Корее и на Тайване – более 20% ВВП. По расходам на образование мы приближаемся к Нигерии и Непалу.

Наталья Колбина

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе