«Святой» источник

Как правильно подбирать и использовать научную литературу
Любой выпускник вуза, претендент на получение научной степени или кандидат на звание профессора должен доказать свои знания. 
Источник: dip

Диплом, диссертация, монография – эти работы говорят о том, что человек обладает немалой осведомленностью в определенной сфере или уже внес свою лепту в ее развитие. Однако ни одно исследование невозможно без изучения источников информации, которые не только помогают подкрепить или опровергнуть гипотезы работы, но и выявить пробелы в изучаемой области.


Разобраться в терминах

Источник информации – это субъект или объект, порождающий информацию и представляющий ее в виде сообщения.Проще говоря, источниками могут выступать монографии, научные статьи, очерки, данные статистики, законодательные акты, журналистские материалы или даже эксперты в той или иной области. Кажется, все просто, однако здесь есть свои подводные камни: в наши дни во многих дисциплинах информация устаревает моментально. И статистические данные, бывшие релевантными месяц назад, сегодня могут оказаться неприменимыми в работе. К тому же, в таком колоссальном потоке информации, который мы имеем благодаря Интернету, очень легко потеряться. Особенно много сложностей этот аспект вызывает у начинающих исследователей: иногда кажется, что источников слишком много, а иногда – что все они не по теме и писать не о чем.


Когда подготовка – половина работы

Предположим, что вы уже определились с темой исследования. В таком случае, первый шаг на нелегком пути написания работы – формулировка проблемы, ведь по сути именно она является стержнем исследования. Любая проблема должна обладать определенной научной новизной, иначе исследование окажется фиктивным.

Конечно, нужно четко понимать цель работы, то есть конечный результат, к которому вы стремитесь прийти. Именно цель поможет составить план и отсечь лишнюю информацию, не тратя время на ненужные изыскания.

Эти две характеристики и должны в конечном итоге быть ключевыми критериями для отбора литературы. Здесь поможет простой пример: если мы задались целью изучить, какой из чайников на рынке бытовой техники является оптимальным по своим характеристикам в ценовом диапазоне, скажем, от 500 до 2000 рублей, нам не нужно сосредотачиваться на истории развития этой индустрии или бытовой технике вообще. Куда важнее определить, какие характеристики бывают у чайников, какие из этих характеристик по статистическим данным наиболее востребованы среди покупателей. Далее нужно поэтапно изучить литературу в соответствии с задачами, определяющими достижение цели исследования.

Большие работы (курсовые, дипломные, диссертации) требуют особого подхода и, как правило, делятся на главы. Это тот случай, когда «слона нужно есть по частям», то есть искать литературу конкретно к каждой главе. Например, в теоретической части необходимо использовать монографии, исторические документы, научные статьи. В последующих главах – переходить к самостоятельному изучению вопроса: проводить собственные эксперименты, исследования, вычисления, собирать статистику.


Где брать литературу?

Чем лучше исследователь разбирается в теме, тем легче ему работать. Поэтому сначала нужно изучить базовые источники, уловить основную идею, современное состояние и глубину разработки проблемы. И уже потом углубляться в более узкие, специализированные аспекты.

Естественно, что начинать нужно не с Википедии (она, разве что, может служит источником источников), как это часто происходит сегодня, а с базовых монографий и статей. Можно ознакомиться с учебниками, чтобы разобраться в сложных вопросах, но нельзя указывать учебную литературу как источник информации – большинство ВУЗов считает такой подход непрофессиональным.

Понятно, что современные студенты без крайней надобности не отходят от компьютера, а уж читальные залы библиотек большинство из них видело только в кино. Но сегодня это уже не проблема, ведь многие библиотеки создали свои электронные аналоги с открытым доступом.


Онлайн-библиотеки, которые могут пригодиться в работе над исследованием:

Киберленинка (Интернет-библиотека, основанная на принципах открытой науки (Open Science))

Научная электронная библиотека (отечественные и зарубежные журналы открытого доступа)

Национальный библиотечный ресурс РФ

Электронная библиотека Российской государственной библиотеки

Электронный фонд Российской национальной библиотеки

Научная электронная библиотека Государственной публичной научно-технической библиотеки России

Электронная библиотека Государственной публичной исторической библиотеки России

Электронная библиотека Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы

Интернет-портал системы «Консультант +». На этом портале, кроме законодательных актов, содержатся статьи и монографии по правой тематике.


Как работать с информацией?

Начинать ознакомление с любым научным трудом стоит с общего обзора. Для этого в каждой книге существует оглавление, а к каждой научной статье прилагается список ключевых слов. Если вы только начинаете изучать тему и не накопили достаточного объема знаний и компетенций, придется прочитать все главы, относящиеся к вашей сфере. Дальше будет легче: за несколько минут беглого чтения вы сможете определить, пригодится статья в работе или нет.

При чтении литературы рекомендуется делать краткие записи, конспекты основных идей и выводов. Конспекты лучше всего писать от руки, разделяя их на тематические части, или же, если вы знакомитесь с Интернет-ресурсом, копировать тезисы в отдельный файл. Изучив несколько источников и сделав подобные записи, вы поймете, как полученные данные использовать в вашей работе.

Возможно, идея записывать все и вся покажется для вас слишком сложной, однако зачастую список использованной литературы в конце выпускной квалификационной работы (ВКР) насчитывает около ста единиц, и удержать в голове такие объемы информации невозможно. Подробные записи избавят от напрасного труда: вы уже будете знать, где использовать ту или иную цитату, а запись информации об источники (хотя бы поверхностная – автор, название источника, страница) избавят вас от лишней головной боли.

Конспекты также помогут отделить основную информацию от второстепенной, понять, какие тезисы можно использовать для подтверждения вашей позиции, с какими стоит не согласиться, а какие можно дополнить.


Что в имени тебе моем


Сноски можно использовать в следующих случаях:

– прямое цитирование из источника;

– копирование иллюстраций, таблиц, формул и других вспомогательных материалов;

– анализ источника, перефраз.

Казалось бы, здесь все понятно. Однако немаловажная проблема при подготовке собственного исследования – оформление ссылок, сносок и библиографического списка. На этот случай существует ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу». Это общие требования и правила, которым должна соответствовать любая серьезная научная работа. И здесь без примеров не обойтись.


Сноска на монографии:

Караулов И. М. О культурной политике. М., 1999. С. 15. (Сноска – указывается фамилия автора, инициалы, название, город и год издания, страница, на которой размещалась использованная информация).

Караулов И. М. О культурной политике. М.: Политиздат, 1999. 157 с. (Список литературы – указывается также издательство (с большой буквы и без кавычек) и общий объем страниц).


Сноска на статьи в научных изданиях:

Караулов И. М. О культурной политике // Вестник Сибири (Новосибирск). 1999. № 3. С. 15.

Принцип тот же, что и в монографиях – если статья не из журнала, а из сборника статей, в финальном списке литературы указывается объем.

Если монография или сборник статей подготовлены в каком-либо научно-исследовательском институте или иной организации, название этой организации указывается через косую черту, стоящую после названия работы:

Павловский В. Ювенология: становление науки о молодежи / Красноярский гос. ун-т ; Под. ред. В. П. Фофанова. Красноярск, 1997. С. 56.


Сноски на диссертационные исследования требуют указания степени соискателя и заведения, в котором исследование проводилось:

Вартумян А. А. Региональный аспект в деятельности новых политических партий в России. Конец 80 – середина 90-х гг. (На примере Северо-Кавказского региона): Автореф. дис. канд. ист. наук / Ростовский государственный университет. М., 1997.

Социологическое исследование оформляется подобным образом – название, авторы, институт, год проведения:

«Десять главных проблем молодежи» / НИЦ при Институте молодежи. 1999. Выборка всероссийская, квотная, районированная, многоступенчатая. Объем 1275 человек, данные за 1995–1998 годы. Авторы: Б. А. Ручкин, Е. А. Гришина // Текущий архив Института молодежи. Научно-исследовательский центр. 1999. Дело № 32.


Ссылки на архивные источники требуют указания архива, в котором документ хранится:

Выступление В. И. Иванова на пленуме ЦК ВЛКСМ от 23 мая 1988 г. «О задачах комсомола» // Рос. гос. архив социально-полит. истории (далее: РГАСПИ). Ф. 1-м. Оп. 2. Д. 456. Л. 67.

Неправильное оформление сносок и ссылок может привести к тому, что на стадии проверки работы выявится большой процент плагиата. А это уже вопрос получения положительной оценки.


Мнение эксперта

Илья Георгиевич Шаблинский, профессор кафедры конституционного и административного права Национального исследовательского института Высшей Школы Экономики считает, что «в самом общем плане выше всего ценится самостоятельность работы, оригинальность темы. Прекрасно, когда автор пишет о том, что еще не было осмыслено, обмусолено нашими исследователями. Например, наш студент написал оригинальную работу (по политологии) «Левые» как политическое движение в Германии в 2012-2015 гг.». Действительно, об этом очень мало сказано! А студентка, знающая английский и немецкий, сумела обработать ряд совершенно новых источников. И другой пример: студент хотел вписаться в тематику конституционного права и выбрал «конституционно-правовые аспекты регулирования отношений по использованию результатов интеллектуальной деятельности». А там этих самых «конституционно-правовых аспектов» и нет. И работа получалась вымученной».
Автор
Мария Кольцова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе