Учимся дома, как Павлов и Менделеев

Пять лет назад администрация Ярославской области утвердила положение о семейном образовании. Сегодня в наших краях заключено 113 договоров между школами и родителями на эту – назовём её нетрадиционной – форму получения детьми общего образования. О её первопроходцах и перспективах, о том, как складываются отношения между партнёрами, рассказывает наш корреспондент.

Из-за дверного косяка в глубине коридора одно над другим выглянули три ясных солнышка. Это первое, что увидели мы в гостях у ярославцев Юрия и Надежды Микитюк – три улыбки, три пары девчо­ночьих глаз, полных дружелюбия и несказанного любопыт­ства. Пока осматривались мы в детской, где для экономии места деревянные кровати сколочены этажеркой, как в матросском кубрике, а потом с родителями вели вполне взрослые разговоры на кухне, никто с этими общительными непоседами не строжничал, не просил их «не мешать», не отсылал «в свою комнату».

В общем, с порога получили гости что-то вроде деликатного вступительного урока домашней педагогики. Без всяких наводящих вопросов девочки принялись знакомиться, каждая представилась, как сумела. Младшая, пятилетняя Анетта, молча обняла огромного плюшево-паролонового пятнистого, как леопард, льва по имени Егор. Четвероклассница Рита с видом заправского модельера показывала наряды для кукол.

Самая старшая, шестиклассница Лиза, сразу дала посмотреть свои рисунки лошадей. Своей нежной привязанностью к ним тем, как, видя лошадей, всегда старается по­гладить их и покормить, как не по возрасту бесстрашно садится она в седло, всё больше удивляет и радует в Лизе и родителей и сестрёнок.

В такой комфортной обстановке, когда все друг другу рады и ни у кого и не от кого никаких секретов нет, и дальше шло наше общение. Глава семьи Юрий Мирославович вспомнил те совсем ещё недавние времена – нулевые годы нового столетия, когда семейное образование приходилось буквально, как он сказал, «пробивать». Одно только желание родителей учить детей дома могли в школе принять в штыки: как это, граждане, детям и на уроки не ходить?

Не убеждали и ссылки первопроходцев на закон: услышав о них, директор школы переходил на насмешливо-вопросительные интонации – знаем, знаем, есть такой закон, но где вы видели, чтобы он работал? В поисках общего языка пришлось им даже перейти из одной школы в другую. Директора 55-й Анну Боронову их доводы убедили. Всё обсуждается сообща, с полным обоюдным доверием.

При этом педагогического образования супруги Микитюк не имеют. Надежда Сергеевна закончила в Москве строительный университет, её супруг – философский факультет Русской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге. Опору дают им не только, конечно, дипломы столичных вузов, а и действующий закон «Об образовании», право родителей выбирать форму обучения и региональное положение об образовании семейном, где от и до прописаны их права и обязанности. Есть и ободряющие примеры великих учёных Ивана Павлова и Дмитрия Менделеева. Оба будущих академика прошли через семейное образование, их первыми учителями стали родители.

Юрий и Надежда Микитюк убеждены: в семье и добродетели легче взращивать, и проще следовать всему тому, что в педагогике называется индивидуальным подходом, и навыки самообразования прививать, учить своих чадушек самостоятельно добывать знания.

Разделили программу на двоих: гуманитарный цикл взял на себя папа-философ, точные науки – за мамой-инженером. По русскому языку, математике, английскому занятия ежедневные, кроме выходных. По остальным предметам расписание плавающее, по обстоятельствам, а связаны они главным образом с разъездной работой Юрия Мирославовича.

Узнав от нас, сколько в области за пять лет заключено договоров, он так и просветлел весь:

– Значит, пора садиться за «круглый стол» делиться успехами и обсуждать трудности. В Москве есть «Росинка» и другие школы, где помогают семьям таким, как наша.

Может быть, что-то подобное и Ярославской области уже требуется – домашним педагогам виднее. Прояснить же предварительные итоги в масштабе одной семьи помогли нам Микитюки-младшие. Без всяких просьб, правда, слегка стесняясь, Рита с Лизой принесли на кухню дневники. За две четверти у обеих ни единой тройки!

– Семью от школы положение о семейном образовании не отделяет. Наоборот, предполагает их самое тесное сотрудничество. Как оно складывается, от того и зависит успех дела, – комментирует документ главный специалист департамента образования области Лилия Жаворонкова. – Взаимодействие партнёров и закрепляется на договорных началах.

В основе учебных программ – государственные стандарты, зачисление – приказом директора на общих основаниях, личное дело хранится в школе, выпускникам, если заслужат, – грамоты и медали. 70 процентов от норматива подушевого финансирования (в нашей области для городских школ он сейчас около 20 тысяч рублей, для сельских – вдвое больше) идут в семьи, остальное расходуется на аттестации – промежуточную, за каждую четверть или за полугодие, а за девятый и одиннадцатый класс – итоговую.

За пять лет действия регионального положения география семейного образования охватила всю область. Впереди идут Переславль (34 договора) с районом, где заключено ещё двенадцать договоров, и Ростовский район – 28. В Ярославле у супругов Микитюк последователей – 16 семей, в Рыбинске договоров столько же, сколько и в переславской сельской глубинке – ровно дюжина. По словам Лилии Жаворонковой, в Рыбинске эту форму обучения успели отладить так, что хоть на мастер-класс приглашай.

О таком мастер-классе, собственно, вспомним, и говорил Юрий Микитюк. Ещё нужнее был бы он для села, где из года в год возникают самые прозаические трудности с подвозом к школе ребят из дальних деревень (проблему «Северный край» анализировал в публикации «Автобус у школьного крыльца» в номере за 22 января нынешнего года).

Дать прогноз на перспективу семейного образования по­просили мы первого заместителя директора департамента образования Ярославской области, доктора педагогических наук Михаила Груздева. Просьбу Михаил Вадимович выполнил со ссылкой на письмо департамента «О формах получения общего образования»:

– Ваши читатели вряд ли найдут в моих словах что-то новое с точки зрения закона. Письмо говорит о праве выбора родителями любого способа получения детьми общего образования, включая семейное и разные варианты самообразования, один из которых – самостоятельная учёба вне школы, экстернат. Обучение по любой из форм – это я подчеркнул бы особо – должно соответствовать федеральным образовательным стандартам. Жизнь сложнее любых стандартов, а раз так, всё зависит от взглядов родителей на то, как учить детей, от их возможностей и семейных обстоятельств, от их желания и умения идти на компромиссы со школой. С одной конечной целью, объединяющей всех нас, – ради будущего наших детей.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе