Высшее образование – попытка прогноза

Специалисты в один голос утверждают: высшая школа накануне грандиозных перемен, пандемия катализировала эволюционные процессы в образовании, особенно в высшем.

Попытаемся предположить, какими будут наши университеты, какие тренды будут характерны для всей системы высшего образования через несколько лет.



Дальнейшая цифровизация образования

Модель «Университета 4.0» безусловно будет базироваться  на цифровых двойниках студента и преподавателя, цифровые следы станут обязательными элементами образовательной среды. По оставленным цифровым следам участников образовательного процесса можно будет полностью восстановить его содержание, протекание во времени, полученные результаты.

Принципиально изменяется роль преподавателя: он выходит из роли ментора, занимающегося трансляцией знаний, и превращается в интеллектуального наставника для совместной со студентами деятельности в информационной образовательной среде. Цифровая педагогика ближайшего будущего будет опираться на уже пришедшие в нашу жизнь новые технологии: адаптивное обучение, искусственный интеллект, расширенную реальность.

Таким образом, процессы цифровизации образования станут глобальными и всеохватывающими. Здесь мы можем практически процитировать известного героя из культового отечественного фильма: «Ничего не будет… Одна сплошная цифровизация».



Гибридизация образования

Процессы гибридизации образования, то есть сочетания традиционной формы передачи знаний с элементами онлайн-обучения, начались не сегодня. Пандемия лишь в грандиозном масштабе ускорила развитие этих процессов, и их уже не остановить. Онлайн-курсы, видеолекции, преподавание в электронных средах – теперь этим уже никого не удивить. Рискну предположить, что и новый учебный год в сентябре подавляющее большинство вузов начнёт именно в гибридном режиме. И причина кроется не только в очередной волне коронавируса. Руководители образования и педагоги осознали, что онлайн-обучение, с одной стороны, может повысить эффективность отдельных элементов учебного процесса, а с другой – уменьшить затраты на обучение.



Разделение высшего образования на элитное и массовое

Это, наверное, самый спорный тезис в нашем сегодняшнем разговоре, но, похоже, такое разделение уже становится реальностью, а в дальнейшем этот процесс будет только нарастать. Для элитного образования характерно превалирование традиционных форм обучения с обязательным непосредственным участием интеллектуальных наставников. В массовом образовании будет постоянно расти доля онлайн-обучения, на первый план выйдут образовательные платформы, создаваемые крупными отечественными и зарубежными университетами и их консорциумами.



Формирование индивидуальных образовательных траекторий

В новой образовательной реальности у студентов непременно появится возможность получать в процессе обучения дополнительные специализации и желаемые компетенции. Другими словами, образовательная программа должна стать своеобразным конструктором, из которого грамотный и мотивированный студент сможет создать собственный образовательный трек. Этот процесс находится сейчас только в самом начале, на стадии зарождения. Достаточно заметить, что буквально на днях состоялась первая в истории отечественная конференция по индивидуальным образовательным траекториям.



Растущий запрос со стороны потребителя на soft skills

И сегодняшние студенты, и тем более преподаватели прекрасно понимают, что профессиональные знания в настоящее время устаревают достаточно быстро, а вот сформированные в ходе обучения в вузе гибкие компетенции – это с выпускником университета навсегда. Сегодняшний специалист практически в любой сфере деятельности должен обладать определёнными лидерскими качествами, уметь руководить малыми группами, управлять стрессом, вести переговоры, владеть технологиями тайм-менеджмента, обладать навыками ораторского искусства. Этот список можно продолжить. Конкурентоспособность вуза в ближайшие годы будет во многом зависеть от его готовности ответить на этот запрос времени.



Снижение заинтересованности молодых людей в высшем образовании

По данным портала SuperJob, востребованность высшего образования за последние десять лет упала почти вдвое: только 43 % вчерашних одиннадцатиклассников собираются в этом году стать абитуриентами вузов против 80 % в 2010 году.

 А кто сегодня конкуренты высшего образования? Во-первых, колледжи и техникумы. Здесь специальность можно получить быстрее, а в случае платного обучения – и значительно дешевле. А значит, человек раньше войдёт в самостоятельную жизнь, что чрезвычайно важно для большинства сегодняшних молодых людей.

Во-вторых, короткие образовательные программы. В современном мире многие профессии, особенно в IT-сфере, трансформируются в кратчайшие сроки, а знания, полученные сегодня, устаревают за два-три года. Поэтому развивающееся по классическим канонам высшее образование становится непривлекательным для многих молодых людей. Сегодняшний выпускник школы размышляет о том, что для получения специальности в вузе ему нужно проучиться как минимум 4 года, а когда он выйдет «за порог» университета, его знания могут оказаться безнадежно устаревшими. А в современном «цифровом» мире некоторые специальности можно освоить на различных курсах за несколько месяцев.

Рискну предположить, что если сегодня в России отменить призыв на военную службу, то молодых людей на IT-специальностях (да и не только на них!) в отечественных вузах станет значительно меньше. Лично знаком со студентами, которые успешно работают в компьютерных фирмах, одновременно обучаясь в свободное время на очных отделениях университетов, чтобы «военкомат не трогал». Зачастую профессора, принимающие экзамены у таких студентов, могут позавидовать зарплатам своих учеников и (извините!) их знаниям современных информационных технологий тоже.

Так что впереди вузы ждёт серьёзное соперничество за будущего студента.

Автор
Евгений Белый
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе