6 главных тезисов лекции Виталия Куренного о малых городах

Заведующий отделением культурологии Высшей школы экономики и научный редактор философского журнала «Логос» специально для «Постнауки» прочитал лекцию о том, что такое культура провинциального города. Вот несколько главных мыслей.


1. В небольших городах нет сплочённых сообществ

Традиционное представление заставляет нас думать, что в малых городах существуют тесные консолидированные сообщества с сильными связями, но, как ни парадоксально, культура малого города сегодня не существует как локализованное целое.

2. Культура — понятие бюрократическое

В этом смысле современная ситуация является воспроизведением советской реальности. В СССР культура была организованной, управляемой и рациональной. Культура была структурирована организациями и ведомствами. Однако это вопрос не только понятия — это вопрос самой сути культурной жизни.

3. Культура маленького города — это многослойный пирог

Культуры города не существует как локальности. Культура очень относительно привязана к пространству и существует как ансамбль ведомств. Например, в Торжке есть федеральный музей, различные образовательные учреждения, уникальный Институт льна, региональные музеи. Все они существуют в собственных универсумах и почти не взаимодействуют между собой.

4. В городах нет локальной памяти

Во многих малых городах нет краеведческих музеев. Они становятся иллюстрацией всероссийской истории, но не отражают собственную уникальную культуру. Пример — один из успешных туристических брендов, город Суздаль.

5. Отсутствие культурной локальности имеет последствия

В смысле самоорганизации гражданского общества локальной привязанности не имеет не только культурная, но и социальная, и политическая жизнь. Это отсутствие укорененности делает невозможным использование теорий западных ученых для анализа российского общества.

6. Существует запрос на локальное развитие

В регионах чувствуется потребность в стратегиях культурного развития. Такие запросы должны исходить «снизу». Например, общество не приняло культурные реформы в Перми. На Западе интерес к городскому брендированию и локальным изменениям исходит от народа.

Автор: Анна Баринова

UrbanUrban

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе