ИИ или РМ (Искусственный Интеллект или Разумная Машина)?

Как-то Ландау заметил, что люди по своим интеллектуальным способностям различаются в 10 раз.
Что конкретно он имел в виду, мы не знаем. Но, отталкиваясь от быстродействия ЭВМ (как одного из функциональных аналога мозга) мы можем заметить, что интеллектуальные возможности людей действительно могут отличаться, и даже в большее число раз.

(Так, со времен Ландау скорость ЭВМ изменилась с нескольких тысяч операций в секунду до нескольких сотен миллионов.)

Безусловно, его оценка касалась не только скорости мышления, но и творческих способностей человека. Однако, в силу отсутствия модельных аналогов такого рода, оценки сделать сложно. Это обусловлено тем, что современный ИИ, в той или иной степени построен на анализе больших массивов существующих (собранных в прошлом) статистических данных. А на анализе того, что было, невозможно представить в будущем того, чего не было. Поскольку, как ярко выразился по этому поводу Тютчев, даже «Мысль изреченная есть ложь».

Тем не менее, при анализе поведения однородных систем, не испытавших в процессе развития качественных изменений, ИИ вполне продуктивен. Этим и объясняется повышенный интерес в последнее время к цифровой экономике.



Такому мышлению не научишь

Более чем полувековой опыт численного моделирования мышления показал, что сделать цифровой аналог мозга трудно даже с использованием облачных нейронных сетей.

Причина, на наш взгляд, состоит в том, что признаком творческого мышления является парадоксальность суждений, как на это в свое время обратил внимание Пушкин («..и гений парадоксов друг»).

Такому мышлению ИИ не научишь даже путем самой эффективной переработки бесконечных массивов информации.

Но может быть нам и не нужно гениальное мыслительное устройство?

Может нам нужно что-то более практичное?

Рассмотрим с этой целью интеллектуальные способности человека, которые можно передать машине.

Разделим их условно на 7 уровней.

1. Человек информированный, т.е. знающий все сведения об объекте (ученик).
2. Человек опытный, знающий, все об объекте и то, что это знание требует опытного дополнения (мастер).
3. Человек, знающий все сведения об объекте и то, что они требует теоретического обоснования и опытного дополнения (знаток).
4. Человек умный, т.е. владеющий всей информацией об объекте и знающий все правила и исключения.
5. Философ, т.е. человек, знающий все об объекте и то, что это знание неопределенно.
6. Философ природы, т.е. человек, способный раскрывать неопределенности знания в форме парадоксальных закономерностей природы.
7. Гений (младенец). Человек, играющий парадоксами.

Если исходить из этих отличительных качеств мышления, можно выделить два практически важных уровня искусственного разума.

Первый — это уровень искусственного интеллекта (ИИ), соответствующий в нашей схеме человеку умному.

Второй уровень – разумная машина (РМ), соответствует в нашей схеме философу природы.



Искусственный интеллект, или
Идеальный Госплан

Проблемы и достижения современного искусственного интеллекта (ИИ) становятся вполне понятными, если исходить из того, что они созданы умными людьми на базе современных возможностей ЭВМ.

Поэтому современный ИИ способен решать огромное множество задач хозяйственного управления и регулирования. И чем более быстродействующим будет становиться ИИ, и чем большие объемы информации анализировать, тем эффективнее он будет, и тем обширнее станет область приложений. Ее границы могут оказаться фантастическими.

Например, цифровая экономика в завершенном виде может заместить идеальный Госплан, в котором не ошибающийся ИИ полностью заменит огромное количество склонных к ошибкам людей. (Такая трактовка значения ИИ для экономики приходит на ум при наблюдении того, как сегодня постепенно через «дорожные карты» в общественную жизнь уверенно возвращается план.)

Более того, ИИ в скором времени сможет изменить всю финансово-экономическую систему. Поскольку вычислительные машины будут быстрее и с меньшим числом ошибок решать все потоковые задачи экономики. Вначале в масштабах отдельных бизнес структур, предприятий, затем отраслей, городов и регионов, а потом и мира в целом. И в перспективе, действительно, доступ ко всему спектру материальных и даже духовных ценностей (а не только финансовых активов, как об этом мечтает Герман Греф) может обеспечить не банковская карточка, а отпечаток пальца. При способности машин учесть все нюансы «неограниченных» потребностей человека и его ограниченных возможностей, такой посредник как деньги станет излишним. Последствием этого научно-технического прогресса может стать, однако, не коммунизм, а непрогнозируемые социальные изменения, которые с неизбежностью приведут к потрясениям. Удивительно, но аналогичное понимание перспектив прогресса информационно-вычислительной техники вытекает не только из анализа истории науки, но и из духовных основ общественной жизни. Поскольку об аналогичных последствиях искусственного интеллекта в экономике заявил в своей рождественской проповеди и патриарх Кирилл.

Для того, чтобы такую неустойчивую (турбулентную) социальную динамику удержать под контролем, и понадобятся интеллектуальные системы следующего уровня – разумные машины (РМ). Но не только из-за своих возможностей в реальном режиме времени решать практически бесконечно-размерные задачи, не имеющие аналогов в истории, но и потому, что люди парадоксальным образом более склонны доверять технике, чем друг другу.



Разумная машина, или
Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что

На каком-то этапе РМ сможет заменить такую внешнюю «добрую силу» и позволит человечеству развиваться далее по инерции?

Развиваться вплоть до полного хозяйственного освоения Солнечной системы (подобно тому, как это к настоящему времени произошло с Землей). Как долго может продолжаться этот процесс, позволяет оценить турбулентная модель «непредсказуемого» развития больших систем, показанная на графике рис.1.


График на рис. 1 показывает турбулентные закономерности самоорганизации в процессах роста эмбрионов на Земле, создания технических систем, таких как космические аппараты и ядерные реакторы от появления идеи до физического пуска и социально-политической самоорганизации общества. (Этот график построен на основе физических закономерностей, открытых сравнительно недавно Батуриным Ю.М., Серебровым А.А. и автором в поведении биологических, технических и социальных систем.)

РМ, согласно такого рода физической оценки, позволит людям развиваться еще около миллиона лет.

По нашему мнению, показанные на рис. 1 одинаковые турбулентные закономерности самоорганизации, наблюдающиеся в живых и технических системах и социальных сообществах, характерны и для мышления. Поскольку оно обладает многими турбулентными признаками (самоорганизация, волнообразный характер накопления информации до ее перехода в качественно новое состояние – мысль, случайное появление мысли, способность резонировать на изменения внешней среды и т.д.).

Поэтому ядром разумных машин, в отличие от вычислительных, по нашему мнению может стать система, способная качественно воспроизводить динамический хаос (или турбулентность), порождающий все виды наблюдаемых в природе и обществе макроскопических изменений. Т.е. генератор, способный моделировать турбулентный спектр колебаний состояния анализируемой системы.

Сразу оговоримся, что генератор случайных чисел для ядра такой системы не подойдет. Поскольку принципиальным отличием турбулентного движения от хаоса является его способность порождать временно устойчивые (метастабильные) структуры живой и неживой природы.

Что может стать рабочим телом действующей РМ, какой материал или какие системы, мы пока не знаем. Это предмет исследований ближайшего будущего. Поскольку, с одной стороны, турбулентных систем огромное множество, начиная с закипающей в чайнике воды и вытекающей из него струи пара, до мозга и вихреобразных Вселенных. А, с другой, это проблема касается создания действительно искусственного разума в любой точке Вселенной из имеющихся там веществ (т.е. космического аналога земного разума).

Можно только предположить, что на первых порах (до тех пор, пока не будет найден идеальный генератор турбулентности) в РМ будут использоваться математические модели турбулентности разного уровня сложности. По сути, такие устройства будут, конечно, электронно-вычислительными имитаторами разумных машин, но без этого этапа их создания не обойтись.

К нашему счастью, однако, проблема разумной машины сегодня не столь остра, как это может показаться многим, поскольку еще существуют оригинальные мыслители и время от времени рождаются гении.

Автор
Олег Доброчеев
Поделиться
Комментировать