Суперземля

В Азовском море в одночасье возник новый полуостров. Что за неведомая сила превратила шесть гектаров морского дна в часть суши?

Удивительный феномен зафиксировали ученые на Таманском полуострове. Вблизи мыса Каменный из пучин Азовского моря в одночасье возник довольно приличный по размерам полуостров. Специалисты теряются в догадках о природе этого образования.

Вижу землю

Размеры новой территории РФ составляют около 600 метров в длину и 100 в ширину. Его высота над уровнем моря, по минимальным оценкам, равна трем метрам, при том что еще два метра гигантского пласта, состоящего из глины и камней, скрыты под водой. Несмотря на размеры сверхновой земли, до сих пор никто не смог сказать, когда все произошло. Как рассказал «Итогам» начальник сейсмогеодинамического мониторинга государственного научного центра «Южморгеология» Владимир Фоменко, по одной из версий, это произошло всего за одну ночь. Об этом говорят и местные рыбаки, которые в один из летних вечеров поставили свои сети вдоль береговой линии, а наутро были весьма удивлены: сети, полные рыбы, валялись на земле. Предположительно, по словам Фоменко, все случилось где-то в середине июня. Другая версия гласит, что подъем происходил не столь быстро, а со скоростью 1—2 метра в месяц. Но в любом случае ученые в один голос твердят, что событие это экстраординарное.

Специалисты «Южморгеологии» открыли для себя суперземлю во время очередного ежегодного геологического исследования 19 июля, а 5 августа приехали на место уже во всеоружии — с высокоточными навигаторами, оборудованием для подводных исследований и прочим скарбом. Выяснилось, что огромный глинистый «язык» на самом деле поднялся из-под воды, а не сполз с суши. Подводное же исследование выявило, что к моменту прибытия специалистов около 200 метров вновь обретенной суши уже размыто сильными штормами, которые бушевали в июле. Анализ палеонтологических находок в поднявшейся породе показал, что они предположительно относятся к миоцену — их возраст примерно 25 миллионов лет.

Но самый сложный вопрос до сих пор остается нерешенным. Так, ученые не могут сойтись во мнении, что же послужило причиной столь необычного явления. Как рассказал «Итогам» Владимир Фоменко, имеются две гипотезы. Согласно первой кусок дна выперло из-за движения тектонических плит. Когда одна плита поднырнула под другую, в недрах создалось огромное давление, равное приблизительно 24 миллионам тонн. Слой вязкой породы, расположенный между ними, стал выдавливаться вверх, что в итоге и привело к вспучиванию поверхности. Аргументом в пользу этой версии служит то, что структура новообразования практически не нарушена — она такая же, как под водой.

Но есть и другая гипотеза. Некоторые ученые уверены, что полуостров — продукт деятельности грязевого вулкана, который выплеснул из земных недр огромное количество глины, перемешанной с камнями. Эта версия тоже не лишена логики. Дело в том, что Керченский полуостров и прилегающая акватория крайне нестабильны с тектонической точки зрения. Сама Тамань стоит на древних грязевых вулканах. Более того, в трех километрах от мыса Каменный, где и появилось образование, расположен спящий вулкан Азовское Пекло. По словам специалистов, диаметр его кратера составляет примерно 6 километров. То есть именно из него грязевой пласт мог вылезти около самого берега. Однако Фоменко в эту версию не верит: вулкан плевался бы вязкой жижей, а новый полуостров — неповрежденная геологическая структура.

Под напряжением

Свою версию выдвигает декан геологического факультета Кубанского государственного университета доктор геолого-минералогических наук Василий Попков. По его словам, территория, где возник полуостров, — Крымско-Кавказская современная подвижная область. Там активно идут процессы горообразования, что связано с движением литосферных плит. «Аравийская плита дрейфует на север, сталкивается с Евразийской, и на стыке образуются горно-складчатые сооружения Крыма и Кавказа», — комментирует геолог. В результате тектонической активности возникают горизонтальное напряжение и боковое сжатие. Постепенно вырастают новые горы. Район мыса Каменный тоже попадает в зону напряжения.

Геологам известно, что грязевые вулканы — это тоже следствие тектоники, они образуются в результате сжатия. После того как напряжение достигает критического значения, происходит его разрядка. В недрах содержится большое количество глины, она амортизирует, сглаживает подземные толчки. По словам Василия Попкова, глинистые толщи содержат в себе воду, и, когда происходит сейсмотолчок, возникает мощный гидравлический удар во все стороны. Образуется грязекаменная смесь из пород, расположенных вблизи водяного пласта. Давление в этой смеси нарастает вместе с сейсмическими толчками. И из-за того, что ей некуда выходить, она прорывается к земной поверхности — в направлении наименьшего сопротивления.

При описании грязевых вулканов уместна аналогия с обычными, магматическими. Точно так же, как магма может прорваться через земную поверхность и изливаться из жерла, преобразуясь в лаву, образованная в недрах жидкая грязь выходит на поверхность — и возникает грязевой вулкан. Однако вулканологам хорошо известны случаи, когда магматические расплавы застывают на глубине. Если это происходит недалеко от земной поверхности, имеет место вспучивание, то есть идет поднятие земной поверхности, и образуются горы-лакколиты. Наиболее известные из них на территории России расположены в районе Кавказских Минеральных Вод. Схожая ситуация произошла и в районе мыса Каменный, но уже с одним из грязевых вулканов. «Глинистые массы двигались к поверхности земли, — рассказывает Василий Попков. — Если грязекаменная смесь достигла бы поверхности, прорвала все породы и начала извергаться, то мы увидели бы грязевой вулкан. Если же процессу извержения не хватает силы, чтобы прорвать породы и выйти на поверхность, то вулкан как бы засыпает на глубине». Иными словами, грязевой массе, поднявшейся, как считают ученые, с глубины около 5—7 километров, просто не хватило мощи, чтобы пробить земную поверхность, — она лишь приподняла породы, которые находятся в приповерхностной части. В итоге часть дна Азовского моря и превратилась в берег, вздыбившись на целых пять метров.

Доказательством того, что все происходило именно так, могут служить обнаруженные в районе нового полуострова следы газа радон, который часто выходит из глубин земли во время сейсмической активности. Специалисты «Южморгеологии» как раз и зафиксировали его превышение в воздухе вблизи мыса Каменный.

Ученые не могут уверенно сказать, какая именно из двух гипотез верна. Каждая из версий отталкивается от сейсмоактивности хотя бы в несколько баллов. Однако приборы землетрясения не зафиксировали, хотя в этом районе проводились постоянные наблюдения. Разгадать эту загадку не берется никто. Есть предположения, что сейсмостанции, имеющиеся в данной местности, фиксируют толчки только от двух баллов. Но ученые сомневаются, что вытолкнуть на поверхность без малого шесть гектаров суши по силам слабенькому землетрясению. Получается, уникальному явлению нужно искать новое объяснение, не описанное прежде в учебниках по геологии.

Владимир Крючков

Мнения

Игорь Подымов, ведущий научный сотрудник Южного отделения Института океанологии им. П П. Ширшова РАН, кандидат технических наук:

— Грязевые вулканы нельзя отделить от тектонических подвижек, так как они являются индикаторами тектонической активности. И потому я не согласен с теми версиями, в которых говорится только про один из этих факторов. Если произошел какой-то выброс, то значит — сдвинулись плиты. На мой взгляд, присутствовали оба этих события. Подвижка была обязательно, а выброс грязи мог быть в море. Его просто не было видно на берегу. Сейсморазведки прошлых лет показывают наличие кратера в море в районе мыса Каменный. Конечно, чтобы подтвердить эту гипотезу, нужна хорошо оборудованная морская экспедиция, водолазные обследования с отбором проб. Выбрасываемые вулканом породы очень специфичны и однозначно характеризуют источник их появления. Если это подтвердится, то событие будет не таким уж неординарным, как его описывают. На протяжении последних десяти лет вулканический остров в районе станицы Голубицкая, что в 25 километрах от мыса Каменный, появляется с периодичностью раз в два года. Как правило, остров образуется в 200—300 метрах от берега. Его размеры достигают 250 метров в длину и 50 метров в ширину. Существует этот остров не больше 3—4 месяцев. А потом его размывает волнами.

Владимир Гуленко, заведующий кафедрой геофизических методов поиска и разведки геологического факультета Кубанского государственного университета, доктор технических наук:

— Подобные явления обязательно сопровождаются сейсмическими толчками. То, что толчки не зафиксированы, — это одно, а в том, что их не было, я не уверен, потому что образование появилось очень быстро. Даже если поднятие на пять метров произошло не за одну ночь, а в течение двух месяцев, это все равно относится к разряду геологических катастроф, пусть и местного масштаба. Такие события, связанные с изменением ландшафта, не проходят незамеченными.

"Итоги"