Алексей БУШУЕВ: «Информатизация – это инвестиции в успех каждого»

Ярославская область, осуществляя первый этап трехлетней работы по переходу на «электронное правительство», с 1 января 2011 года переводит в электронный вид 5 государственных услуг

Это делается в целях повышения их доступности, нацеленности на реальные нужды общества. Ведь именно качество госуслуг, задающих условия ведения бизнеса, получения государственной поддержки, пособий и субсидий, подтверждения права собственности и социального статуса, медицинского обслуживания, воспитания, образования, во многом определяет, насколько эффективно управляется государство, насколько оно восприимчиво к прогрессу, использованию современных технологий. А главное – насколько оно отвечает потребностям людей. 

О «цифровых перспективах» региона рассказывает заместитель губернатора Ярославской области Алексей Бушуев.

– Алексей Владимирович, руководство страны ставит задачу – перевести 58 первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронный вид уже к 1 января 2014 года. Какие шаги осуществляет правительство области в этом направлении? 


– Мы уже выложили на интернет-портале государственных и муниципальных услуг Ярославской области информацию о предоставляемых услугах, оцифрованные бланки заявок и прилагаемых к ним документов. Теперь наша задача – обеспечить для жителей области и организаций возможность отправлять заполненные заявки в электронном виде.

Это самый сложный этап. Дело в том, что возникает необходимость электронной идентификации заявителей, авторизации, установления правомочности обращения, а главное – сохранения тайны персональных данных человека и коммерческой тайны юридического лица. Ведь массовое появление юридически значимых электронных документов в сети предъявляет совершенно новые требования к информационной безопасности и надежности всей информационной инфраструктуры: нужны модернизация сетевого хозяйства, новые программные решения.

Для пользователя все должно быть достаточно просто – со своего домашнего компьютера или специального терминала общественного доступа зашел на региональный портал государственных и муниципальных услуг, идентифицировался посредством пин-кода, подал заявку. Умная электронная система знает, как с ней работать – направит заявку по каналам связи в те ведомства, в те департаменты, где обращения граждан обрабатывают, анализируют и принимают по ним решения.

На следующем этапе информатизации перед нами стоит задача так организовать процесс, чтобы заявитель смог на портале государственных и муниципальных услуг отслеживать прохождение в структурных подразделениях органов власти своих документов, а потом – получить в электронном виде ответ по результатам своего обращения. 

– То есть системный подход к организации процесса получения гражданином государственных услуг в корне изменяет забюрокраченные отношения гражданин–государство: получение госуслуг становится не хлопотным и относительно быстрым, напоминающим покупку товара в современном супермаркете. Но наверняка в процессе реализации проекта обнаружатся «подводные камни» в виде рассогласованности действия различных ведомств, барьеров между ними при обмене информации?

– Вы правы. Такая опасность действительно существует. Поэтому с 1 января 2011 года мы переводим в электронный вид те пять государственных услуг, по которым регион в наибольшей степени контролирует документооборот. Это лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, лицензирование заготовки и переработки лома черных и цветных металлов, регулирование деятельности по организации лотерей, предоставление выписок из реестра лицензий, выдача разрешений на строительство. 

Все они ориентированы в большей степени на организации, чем на граждан. Нам важно протестировать сложный как в программно-техническом, так и в организационном отношении комплекс, чтобы впоследствии устранить те рифы, которые могут затруднить гражданам получение госуслуг. 

– Можно ли надеяться, что электронные услуги избавят граждан от необходимости собирать разнообразные разрешения и согласования – сами департаменты будут обмениваться имеющимися у них сведениями?

– Мы к этому идем. Но путь тернист. К слову, с 1 июля 2011 года запрещается требовать с заявителя какие-либо документы и справки, уже имеющиеся в других органах власти. Но для того чтобы ведомства, у которых приняты внутренние инструкции, ограничивающие распространение информации, начали эффективно обмениваться электронной документацией, необходимо изменение федерального законодательства. И, что не менее важно, сознания государственных служащих. Таким образом, новые подходы к предоставлению государственных услуг требуют становления принципиально иной культуры электронного взаимодействия. Это настоящая революция в управлении!

– А ведь нужна еще и технологическая база...

– Да. Работа по изменению архитектуры локальной компьютерной сети в органах власти завершается – практически создан надежный фундамент для «электронного правительства». На базе коммуникейшн-сервера создается и до конца года будет опробована интегрированная среда общения государственных служащих с помощью звука, видео, телефона. Предусмотрена масштабная модернизация телекоммуникационной инфраструктуры в муниципальных районах. Дело это новое, требующее грамотной постановки задач, детализированного просчета каждого шага. Ведь запустить эффективную информационную систему стоит не меньших усилий, труда и затрат, чем построить с нуля завод. В данном случае его «стены и крыша» – это оптоволоконные каналы связи, телекоммуникационное оборудование, компьютеры, серверы, базы данных, программное обеспечение. Работа с ними требует новых навыков, подходов. 

– Но и результат – минимизация рутинной бумажной работы – того стоит. Кстати, это скажется на численности аппарата, на экономии оплаты труда госслужащих?

– В процессе отладки новой системы, когда она работает параллельно со старой, нагрузка на госслужащих может и возрасти. Другое дело, что изменится характер работы: отпадет потребность в курьерах, пересылке почты по обычным каналам, но появятся новые функции, повышающие требования к квалификации работников. Замечу, что сокращением расходов на содержание государственного аппарата мы занимаемся планомерно и за два последних года уже добились 20-процентной экономии фонда оплаты труда госслужащих. 

– Алексей Владимирович, не менее 50 процентов средств областной целевой программы информатизации предполагается направить на перевод в электронный вид услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры. На что конкретно будут израсходованы деньги?

– По степени готовности региональной системы образования к электронному развитию Ярославская область занимает девятое место в России, первое – в ЦФО. Чтобы работа школ в информационной среде не прервалась, нужно профинансировать новое соглашение с компанией «Майкрософт», предоставляющей программное обеспечение для образовательных учреждений на льготных условиях – из расчета 7 долларов за одно рабочее место. Школы подключены к интернету, но предполагаемое увеличение скорости передачи данных с нынешних 128 килобит в секунду до 512 и более позволит им активнее использовать современные информационные технологии – видеоконференции, чаты, дистанционное обучение. В интернет-пространство выйдут и учреждения дополнительного образования, и детские сады.

Кроме того, запланировано создание портала «Культура Ярославского края», который повысит туристическую и инвестиционную привлекательность региона. В цифровом мире, который является отражением и продолжением мира реального, мы планируем достойно представить область с ее великолепными историко-культурными памятниками, с уникальными реликвиями прошлого, часть которых не получает заслуженного общественного признания, поскольку из-за ограниченности выставочных возможностей музеев хранится в запасниках. То же относится и к замечательным коллекциям старинных книг и библиографических редкостей. Наш долг – оцифровать эти музейные предметы, сделать их доступными широкому кругу ценителей. Разумеется, мы этим не ограничимся. Ставится задача перевести в электронный формат значительную часть фондов публичных библиотек, архивов, чтобы ярославцы могли дистанционно – не выходя из дома! – пользоваться кладезем коллективной памяти и коллективного опыта, содержащимся в книгах и архивных документах. 

Это очень важно! В современном мире владение информационными технологиями – такой же непременный фактор жизненного успеха, каким в свое время была грамотность. От развитости и доступности информационных технологий зависит успешность личности. Таким образом, вкладывая сейчас средства в развитие информационных технологий нашего региона, мы инвестируем их в будущие успешные проекты людей и организаций. В конечном счете – в динамичное развитие всей Ярославской области.

– Информатизация должна вывести на новый уровень и работу больниц, поликлиник… 

– Да, впереди – развертывание новых программных решений и сервисов: электронной регистратуры, систем оценки качества лечения, включая опросы населения, переход на электронное ведение историй болезни, амбулаторных карт, архивирование протоколов диагностических исследований. Все это не только избавит медицинских работников от рутинной бумажной работы, но и повысит их ответственность за результаты своего труда.

Большое значение придаем открытию в учреждениях здравоохранения телемедицинских центров, которые обеспечат дистанционное консультирование пациентов, демонстрацию современных хирургических методик посредством видеоконференцсвязи. 

– Впереди еще и огромная работа по созданию центров общественного доступа для желающих воспользоваться электронными услугами. Где они будут находиться?

– В зданиях органов власти, библиотеках, школах, клубах... Возможно, заключим аналогичные соглашения и с крупными торговыми центрами, услугами которых пользуется большинство ярославцев. Но значительная часть граждан наверняка будет выходить в интернет с домашнего компьютера.

В перспективе планируем внедрение универсальной карты – своего рода электронного паспорта гражданина, облегчающего предоставление государственных и муниципальных услуг. В соответствии с 210-м федеральным законом эти карты начнут «хождение» с 2012 года, а с 2014-го станут обязательными. Для этого нужно отрабатывать механизмы их внедрения и использования. В следующем году проведем эксперимент – выпустим ограниченный тираж – нет, пока не универсальных, а социальных электронных карт для льготных категорий населения. 

– А дальше?.. 

– Например, использование результатов космических исследований в интересах развития экономики региона, предусмотренное областной программой информатизации, даст массу преимуществ. Вот только одно из них – значительное ускорение и удешевление работ по межеванию и кадастровому оформлению земельных участков, дистанционному зондированию земли, которое обеспечит единая региональная система высокоточного спутникового позиционирования для геодезических и кадастровых работ, охватывающая 16 базовых станций. Да и создание регионального центра предоставления космических услуг уже не за горами.

– А чем еще займется этот центр?

– Диспетчеризацией транспорта, приобретенного за счет государственного и муниципальных бюджетов. Речь идет о школьных автобусах, о коммунальном и общественном транспорте, о машинах «скорой помощи», МЧС, милиции, о спецавтомобилях, перевозящих опасные грузы. Все они согласно требованиям федерального законодательства должны быть оснащены приборами отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. Кроме того, необходимо организовать космический мониторинг жизненно важных объектов.

– Для реализации всего намеченного ресурсы потребуются немалые…

– Финансирование программы информатизации на три года предполагается в объеме 1,7 миллиарда рублей. Из них 1,3 миллиарда – это деньги областного бюджета и 400 миллионов – внебюджетные средства. Они необходимы для софинансирования проектов, инициированных лидерами государства, поручениями президента и премьер-министра, законами, подзаконными актами и разрабатываемой сейчас федеральной целевой программой «Информационное общество».

Финансовые ориентиры на следующий год сформируем при принятии областного бюджета. Почему – понятно. У правительства области есть неоспоримые приоритеты – финансирование объектов социальной сферы, социальная защита населения. Все защищенные статьи бюджета будут обеспечены. Но и на программу информатизации, по крайней мере для решения ключевых ее задач, надеюсь, деньги найдутся. 

Ведь создание безбарьерной информационной среды кардинально меняет нашу жизнь. Уже в недалеком будущем эти перемены будут столь же масштабны и всеобъемлющи, как и происходившие на заре эры электричества. Кстати, бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, говоря о будущем своей страны, сравнивал внедрение новых информационных технологий с началом промышленного применения теоретических разработок в области электричества. Вот наглядный исторический пример: пришедший в свое время посмотреть на опыты основоположника науки об электромагнетизме Майкла Фарадея тогдашний британский премьер лорд Гладстон пренебрежительно спросил: «Ну, и какая от всего этого практическая польза?» Ученый привел чисто «капиталистический» аргумент, способный впечатлить политического лидера самой богатой в то время страны мира: «Еще при вашей жизни вы будете получать с «электричества» налоги!» И оказался прав. Это подтверждает, что научный и технологический прогресс ведет к прогрессу экономическому. И, развивая в регионе информационные технологии, мы делаем на это ставку. 

– А развитие информационных технологий даст импульс для привлечения инвестиций в ИТ-отрасль и создания в регионе ИТ-кластера? 

– Безусловно. И прирост объема продукции, произведенной в ИТ-отрасли, станет одним из основных критериев оценки эффективности областной целевой программы информатизации. Мы трудимся над тем, чтобы накопить достаточную для создания ИТ-кластера критическую массу компаний, работающих и сотрудничающих на этом рынке. 

Ольга Петрякова

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе