БИТВА ЗА «КОЛЬЦО»

Даже в условиях кризиса и жесткой конкуренции туризм дает региону солидные доходы. Однако за более уверенное положение на рынке придется бороться не только с соседними областями, но и другими странами. Об этом шла речь на заседании координационного совета по созданию и развитию в регионе туристско-рекреационного кластера, прошедшем в Ярославле 29 апреля. 

В прошлом году Ярославскую область посетили 1,39 млн. туристов. Вместе они принесли экономике региона 3,5 млрд. рублей, из которых 200 млн. оформились в налоговые поступления. В области введено в строй 17 гостиниц – как новых, так и реконструированных, а численность занятых в этой сфере выросла на два процента. 


Казалось бы, вот он, успех активной маркетинговой политики областных властей и участников рынка! Но есть и серьезные проблемы. Так, лишь каждый четвертый гость остается ночевать в Ярославле, а остальные уезжают в соседние регионы. Есть претензии и к качеству сервиса, в первую очередь гостиничного и транспортного. Не дремлют и конкуренты: даже Ивановская область все чаще покушается на «святая святых» Ярославии – бренд «Золотое кольцо». 

Для того чтобы закрепить лидерство в туристической отрасли, необходим комплексный подход, считает губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. Сейчас туризм, особенно в районах, развивается стихийно. Показателен пример села Вятского Некрасовского района. Администрация вместе с инвесторами отремонтировала исторический центр, открыла несколько музеев и маршрутов, однако гости в село не спешат. 

– Сейчас каждый район, каждая компания продвигает что-то свое и никто – Ярославскую область, – уверен губернатор. – Необходимо перевернуть пирамиду и рассказывать прежде всего о регионе. 

Идея понятна: только в Вятское или Кукобой туристы из Санкт-Петербурга или Лондона поедут вряд ли, а шанс привлечь их в Ярославскую область, где есть не только эти села, но и многое другое, более велик. 

Основной упор в разработанной областным правительством инвестиционной программе стоимостью 3 млрд. рублей делается на продвижение Переславля, Углича, Рыбинска и Ярославля. Каждый город будет четко позиционирован. Переславль – город-курорт, Рыбинск и окрестности – рекреационная зона, Ярославль – уникальное наследие средневековой русской культуры. Сильны позиции Ростова (паломнический центр), Мышкина, где отличные перспективы детского туризма. По словам Сергея Вахрукова, практически у каждого района есть свой неповторимый бренд. Следовательно, число точек привлечения туристов можно смело увеличивать до 20 и более. Однако все они должны быть включены в детально проработанные областные маршруты. 

Будет продолжено строительство гостиниц. До 2020 года 12 из них разместится в Ярославле, по 6 – в Переславле, Угличе и Мышкине и т.д. 

Для усиления позиций региона на рынке мирового туризма в октябре в областном центре пройдет Международный форум туризма и гостеприимства. Мероприятие не только представит область на арене мировой туриндустрии, но и примет часть гостей, которые не попадут на празднование 1000-летия Ярославля. 

Все за один день 

Для повышения туристической привлекательности региона правительство Ярославской области совместно с Федерацией и районными властями и дальше будет совершенствовать дорожную сеть. В первую очередь для того, чтобы помочь развитию автобусных маршрутов. 

Так, на федеральной трассе М-8 приведен в порядок один из самых проблемных участков – 20-километровый отрезок, проходящий через Владимирскую область. Теперь туристические автобусы минуют многочисленные населенные пункты и ухабы, не снижая скорости. 

Идет масштабная реконструкция Костромской трассы. По сути, строится новая четырехполосная дорога от Ярославля до Туношны, а до Малых Солей отремонтированы мостовые переходы. 

После ремонта дороги от Углича до Рыбинска, кстати, весьма востребованной как туристами, так и грузовым транспортом, возросший поток автомобилей заполонил весь центр Углича. Теперь областные власти разрабатывают план строительства в городе окружной дороги. Однако прямая трасса Ярославль – Углич пока остается в отдаленной перспективе. Поскольку она изобилует поворотами и подъемами, ее реконструкция выльется в значительные суммы. Также неясна ситуация и с трассой до Иванова. Поток туристов и грузового транспорта здесь незначителен, и ремонт дороги экономически неэффективен. 

Скорее всего, изменится движение и в центре Ярославля. В частности, планируется закрыть для автомобильного движения несколько улиц в исторической части города и разработать пешие маршруты. 

В итоге реконструкция дорожной сети должна создать для Ярославской области уникальное преимущество. 

– Мы хотим, чтобы в пределах одного светового дня туристы могли посетить любой город «Золотого кольца» и вернуться в областной центр. Тогда Ярославль станет подлинным центром маршрута, – подвел итог на заседании координационного совета по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. 

От Алеши до Афони 
В этом году в Ярославской области откроются или будут изменены более десятка туристических маршрутов и программ. Вот лишь некоторые из них. 

Гаврилов-Ям 
«Хомутание». Из группы туристов выбирают «жениха», «невесту» и «родителей» любого возраста. Затем «молодых» в шуточной форме женят. 
«В гости к мастеру». Гости приезжают в село Великое, где знакомятся со старинным бытом и работой мастеров-кузнецов, а затем посещают гончарное производство. 

Некрасовское 
Программа «Соль великая». Всем желающим предлагают добыть и выварить старинным способом соль в варнице, расположенной на островке реки Солоницы. 

Переславль-Залесский 
Маршрут памяти Александра Невского. Туристы посещают места, связанные с жизнью великого князя: древний город, Успенский собор, Плещеево озеро. 
Экологическая программа «Рукотворное чудо». Туристы прогуливаются по лесным тропам и берегу Плещеева озера. В лесу гостей встречают деревянные фигуры леших. 
Планируется развитие бренда «Царская рыба ряпушка». 

Пошехонье 
«Пошехоны-чудаки». Интерактивная программа, где туристы участвуют в старинных пошехонских обычаях – проводах рекрутов, купцов и т.д. 
«Пираты Рыбинского моря». Судно с туристами захватывают пираты. Задача гостей – выбраться на берег самостоятельно и без потерь. 

Пречистое 
«Корпорация средневековых ремесленников». Туристы посещают мастерские, где работают кузнецы, бондари, гончары и т.д. 

Ростов Великий 
«Алеша Попович». Интерактивная программа, посвященная жизни и подвигам самого хитрого русского богатыря. 

Углич 
Программа «Купеческое чаепитие». Туристы чаевничают с купеческой семьей. Каждому гостю предлагают свой вид чая, исходя из пола и возраста. 
«Угличская бумага». В старинном особняке купца Переяславцева туристам предлагают самостоятельно изготовить бумагу и нанести свой рисунок. 

Ярославль 
Планируется открыть маршрут по местам съемок популярных фильмов – «Афоня», «Большая перемена», «Мусорщик» и т.д. 
Для посещения туристов вновь открыта 32-метровая колокольня в музее-заповеднике. 

Андрей БАРКОВСКИЙ

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе