Павел Лунгин: "Молодёжь черпает в Тарковском нонкомформизм"

10 июня в Ивановской области торжественно откроется восьмой Международный кинофестиваль "Зеркало", посвящённый памяти знаменитого режиссёра Андрея Тарковского. 

В преддверии фестиваля его президент выкроил в своём безумном графике время для встречи с кинообозревателем "Вечерней Москвы" и ответил на несколько важных вопросов.

Режиссер Павел Лунгин - президент фестиваля "Зеркало", посвященного памяти Андрея Тарковского

Фото: ИТАР-ТАСС

- Во-первых, естественно, не могу не спросить о том, чем вы заняты всё последнее время - съёмками российской версии западного сериала "Родина" - чего нам ждать?

- Конечно, это очень интересный проект. Это определённый вызов - challenge, говоря на языке Homeland ("Родина"). Действие происходит в 1999 году, накануне выборов нового президента. Вторая Чеченская война... "Скелет" сериала остался без изменений, но тут уж, как говорится, скелеты у нас у всех похожи, но мы не похожи друг на друга. Мышцы и плоть меняются, потому что актёры русские, Родина - русская и история, всё-таки, русская. Честно говоря, я пытаюсь забыть о сериале Homeland, потому что я его смотрел давно и он мне очень понравился. И вообще я считаю, что это необыкновенно удачное произведение, потому что там эта "наркотическая" функция сериала доведена почти до совершенства.

- Самой первой версией был израильский сериал "Военнопленные"...

- Да, но там этого не было, абсолютно. Израильский сериал - это психологическая история о возвращении человека после долгого плена. Американцы ещё ввели туда уровень триллера, оставив сложную семейную ситуацию. Но самое главное в этом сериале - ты как бы не можешь "выйти" из него - он заставляет тебя смотреть серию за серией и снова и снова. Этим он принципиально отличается от фильма, который должен тебя как-то успокоить и ты должен хотеть выйти из зала после фильма.

А вот в нём как-то принципиально по-другому работает психология. И вот я пытаюсь осмыслить это, понять. Актёры у нас замечательные - это лучшие сейчас актёры: Машков, Вика Исакова, Маковецкий, Маша Миронова, Андрей Мерзликин... Так что надеюсь, что это будет что-то достойное и увлекательное, по крайней мере я больше всего хочу, чтобы это было захватывающе и интересно.

- Не могу не спросить и о "Пиковой даме" - вы крайне мало о ней говорите...

- Да, честно говоря, просто и нечего мне пока особо сказать (улыбается). Просто пока мы ещё решаем все многочисленные вопросы, с ней связанные. Так что ничего конкретного сказать не могу.

- Последнее время молодые кинематографисты стали всё чаще обращаться к Тарковскому и называть его своим учителем. С чем, на ваш взгляд, это связано?

- Я думаю, что они черпают в Тарковском нонкомформизм (активное неприятие общепринятого порядка, норм, ценностей, традиций или законов - прим. Авт.). Мы вышли, так сказать, из первых буржуазных радостей зарабатывания денег, лёгкого успеха, форматированных комедий и, мне кажется, снова и снова встаёт тема вольного творческого разговора, выражения своего я. В этом смысле, конечно же, именно Тарковский является огромным авторитетом. Своей твёрдостью, неподкупностью - человек, с которым нельзя было договориться, потому что он делал только то, что хотел делать.

- Вы начали снимать кино в зрелом возрасте... Раньше молодым режиссёрам было трудно пробиться, а сейчас только и слышно "молодой режиссёр", "начинающий талант" - большинству ещё нет тридцати. Дали больше свободы? Стали больше снимать? Или просто теперь помогают иначе?

- Я думаю, что больше снимать. Как-никак, появляется новая индустрия, а индустрии нужны новые люди - индустрия же всегда пожирает молодёжь. В этом смысле будем надеяться, что они не просто технические режиссёры, потому что каждый режиссёр всё-таки должен прожить какую-то жизнь, свою внутреннюю, набраться боли, опыта, каких-то своих личных историй, перед тем как говорить что-то людям. Но технические вещи может делать, в принципе, практически любой. Сейчас молодёжь, конечно, с огромной лёгкостью овладевает киноязыком. Вот этот вот технический уровень монтажа, кадров - для них это совершенно не является проблемой. Всё большей проблемой становятся сценарии и тексты вообще. Проблема в том, что мы всё больше уходим от слова и мысли в некоторую форму.

СПРАВКА "ВМ"

В 2007 году, в год 75-летия режиссёра Андрея Тарковского, правительством Ивановской области при поддержке администрации президента РФ, министерства культуры РФ, Госфильмофонда РФ, Союза кинематографистов РФ был учрежден Международный кинофестиваль "Зеркало", который носит его имя.

В 2010 году президентом фестиваля стал режиссёр Павел Лунгин. В этом году главной темой церемонии открытия VIII Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского "Зеркало" в Ивановской области станет "Женщина в искусстве".

Сериал Prisoners of War ("Военнопленные" - прим. Авт.) вышел в марте 2010 года на Channel 2 и стал самой рейтинговой драмой на израильском телевидении. Сериал собрал хорошие отзывы критиков в Израиле и за рубежом, а права на показ были куплены несколькими европейскими странами, США и Австралией.

В 2011 году в США компания Fox 21 сняла для премиального кабельного канала Showtime локализованную версию израильского формата под названием Homeland ("Родина" - прим. Авт.). Сериал получил блестящие отзывы критиков и множество профессиональных наград, включая несколько премий "Эмми" и "Золотой Глобус".

Подробнее: http://vm.ru/news/2014/06/08/pavel-lungin-molodezh-cherpaet-v-tarkovskom-nonkomformizm-252207.html

Иван Николаев

Агенство новостей "Вечерняя Москва"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе