Порок бедности

Бедность все-таки порок и представляет угрозу для развития общества. К такому выводу пришли эксперты, по заданию правительства разрабатывающие "Стратегию-2020". Согласно этой стратегии (ее параметры, впрочем, постоянно корректируются) средняя зарплата по стране к 2020 году должна составить 61 тысячу рублей. Сегодня же по официальной статистике 13,1 процента населения живет за порогом бедности (т.е. с доходами ниже прожиточного минимума). Минимальная зарплата у трети работников менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого - ниже прожиточного минимума. Социальное самочувствие граждан этим цифрам вполне соответствует: по опросам, 39 процентов россиян называют себя бедными людьми.

Но самое тревожное, говорится в докладе экспертов, - что "началось воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности". Иначе говоря, растет число трудоспособных людей, не желающих работать (например, таковых мужчин в 2009 году было 6,3 миллиона). Они стремятся стать получателями социальной помощи, уповают на государство, полагаются только на власть. Как показал опрос, проведенный Левада-центром об отношении к известным событиям в Пикалёве, более половины российских граждан (53 процента) считают, что личное вмешательство первых лиц государства - самый эффективный способ управления кризисными процессами. По оценке 21 процента опрошенных, Путин - "энергичный и эффективный государственный деятель, который берет на себя личную ответственность за решение самых сложных проблем". Еще 13 процентов респондентов отмечают, что премьер-министр "заботится о проблемах простых людей и при любом осложнении стремится оказать им быструю и эффективную помощь". Лишь 16 процентов без восторга воспринимают "пикалёвское чудо", видя в нем знак того, что "государственная машина работает неэффективно и требует постоянного вмешательства высшего руководства для решения местных проблем".


Ответственность власти, ответственность бизнеса... Почему-то на полную громкость - только об этом. Об ответственности так называемого простого человека за положение его собственных дел - нигде ни слова. Большинство людей, живущих за порогом бедности, предприняли что-нибудь мало-мальски осмысленное, достижимое своими силами, чтобы одолеть этот порог? Рискну поделиться предположением: от них этого никто и не ждет. Они - лишь объект попечения. К их воле, инициативе, самостоятельности, гражданским ресурсам государство и "социально ответственный" бизнес, эти главные попечители, не апеллируют. Вольно или невольно в массовое сознание транслируется установка на ожидание от власти скорой и чудодейственной помощи, культивируется патерналистский, а не партнерский тип отношений между государством и его гражданами.


Но вот что примечательно: кризис несколько сблизил богатых и бедных. По данным Росстата, денежная дистанция между десятью процентами самых малоимущих и десятью процентами самых обеспеченных имеет тенденцию к сокращению. Тому две причины. Первая: владельцы частных предприятий терпят убытки, топ-менеджеры теряют бонусы и дивиденды. Вторая: государство пока выполняет свои обязательства перед пенсионерами, низкооплачиваемыми работниками бюджетной сферы. Из этих двух причин первая, несомненно, главенствует. То есть это не бедные стали богаче, это богатые стали беднее.


А вообще-то запросы населения куда как скромны. По данным фонда "Общественное мнение", 11 процентам россиян достаточно зарабатывать 5 тысяч рублей в месяц, чтобы считать себя небедным человеком. До 10 тысяч рублей достаточно 28 процентам, чтобы избежать бедности. Почти 20 процентов уверены, что 15 тысяч в месяц должно хватать на самое необходимое. Еще 16 процентов просят не более 20 тысяч рублей. Лишь 9 процентов считают, что нужно зарабатывать от 30 тысяч и выше.


Словом, граждане своей жизнью в целом довольны. Большинство из них (55 процентов) считают, что "страна развивается в правильном направлении, наводится должный порядок, демократическим завоеваниям ничего не грозит". Ровно столько же респондентов полагают, что "страна нуждается в стабильности, реформах эволюционного характера". Таковы результаты опроса, проведенного экспертами ВЦИОМ. Схожие настроения зафиксировали и социологи Левада-центра. Более половины россиян сегодня уверены, что переживают лучшие времена. И хотя 33 процента опрошенных источником благополучия называют высокие мировые цены на нефть, общая удовлетворенность жизнью этим вовсе не омрачается. Да и с чего бы? Доходы населения выросли. Объем среднего класса за последнее десятилетие увеличился с 9,4 процента до 22.


Все это правда. Смущает только относительность нынешнего благополучия, его привязка к первым послесоветским годам. Да, в сравнении с началом 90-х новейшие времена выглядят праздником жизни. Но что такое, к примеру, российский средний класс? К нему у нас причисляют тех, чья зарплата выше средней. Средняя зарплата сейчас - чуть более 20 тысяч рублей. Значит, человек, зарабатывающий 20 тысяч в месяц, - представитель среднего класса? Смешно. Я имею в виду даже не количественные характеристики - достойный размер заработка, приличный метраж жилья, наличие одного-двух автомобилей на семью и т.п. Я говорю о главном: представители среднего класса - это люди, самостоятельно решающие свои бытовые и социальные проблемы и тем самым снимающие нагрузку с государства. Много сегодня в России таких людей? Да не очень. Меньше общеевропейского стандарта величиной в две трети населения.


Что правда, то правда: доходы растут. Но растет и пропасть между доходами. Разрыв между 10 процентами самых бедных и 10 процентами самых обеспеченных - пятнадцатикратный. Для нормального общественного самочувствия столь высокий разрыв представляет угрозу. Он ведет к накоплению социального динамита. Хотя природа возникновения полюсов бедности и богатства в современной России имеет экономическое объяснение: мы поднялись со дна. В стране появляются деньги, каких прежде не было, возникают новые материальные возможности.


Что же касается малоимущих... По мнению экспертов, официальная статистика занижает количество граждан с доходом ниже прожиточного минимума. Поскольку занижается и сам прожиточный минимум. А пятнадцатикратная разница в обеспеченности между самыми богатыми и самыми бедными не учитывает скрытых доходов. Цифры, которыми мы оперируем, рассуждая об уровне бедности и об уровне социального расслоения, вообще достаточно условны. Мы в точности не знаем, сколько в России бедных. Ведь даже по официальным оценкам Росстата, примерно 25 процентов ВВП производится теневой экономикой. Это касается и доходов населения. Российская налоговая система давно стала притчей во языцех. Владимир Путин однажды назвал наше налоговое администрирование налоговым рэкетом. К сожалению, так оно и есть. Вот потому-то в России значительная часть зарплаты находится в тени и, кроме того, сдерживается рост легальной зарплаты. Если правительство решится на реальное ослабление налогового бремени, это откроет путь и для вывода зарплаты из тени, и для ее роста.


Разрыв между богатыми и бедными можно уменьшить, делая бедных богаче или богатых беднее. Первый путь все же представляется более продуктивным.


Валерий Выжутович, политический обозреватель


Российская газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе