Последний писк — оды

Путина начали славить, как Екатерину II: “Поднял с колен священную державу… И у народа он теперь кумир!”

Прекрасная творческая инициатива реализована общими усилиями Барнаульского юридического института (БЮА) и Государственной филармонии Алтайского края (ГФАК). Говорят, идея создания шедевра принадлежит лично губернатору Карлину, и он же взял на себя роль редактора текста. Это, пожалуй, первая ода живому, хотя и бывшему главе государства Российского после XVIII века.



Да, были прижизненные посвящения Ленину, Сталину и Брежневу, но не в жанре оды — уж больно пафосно и как-то имперски звучало даже само это слово. А в XVIII веке сие было в порядке вещей: два самых известных мастера этого жанра, Ломоносов и Державин, славили двух императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II. 

К слову, сама традиция русского одописания, заложенная этими мастерами, предполагала некий ответный знак внимания: ломоносовская “Ода Елизавете” привела к тому, что в 1747 году правительство увеличило ассигнования на академические нужды. Гавриил Державин не претендовал на статус лоббиста отечественной науки, поэтому вполне удовлетворился тем, что за “Оду Фелице” в 1785 году отхватил у Екатерины II 11,5 тысячи червонцев. 

С тех пор жанр оды несколько приугас, чтобы ударить свежей поэтической струей в начале XXI века. Причем Гавриил Романович с его наивно-пасторальным образом императрицы, похоже, сброшен алтайцами с одописательского пьедестала. Вот как живописал предмет воспевания “старик Державин”: 


Едина ты лишь не обидишь, 
Не оскорбляешь никого, 
Дурачества сквозь пальцы видишь, 
Лишь зла не терпишь одного… 

В устах поэта из БЮИ роль российского правителя высвечена куда более масштабно: 

На путь великих устремлений, 
Что предначертан ей судьбой, 
Дорогой верной, без сомнений, 
Повел Россию за собой! 

Так что замдиректора ГФАК по творческим вопросам Ольга Турчина зря скромничает, утверждая, что “это обыкновенная гимническая песня о современной России”. Не стоит скрывать своих достижений и управлению по культуре администрации края, где скромно заявили, что произведение посвящено “Алтайскому краю, а не Путину” — слово “Алтай” фигурирует лишь в названии. 

В каждом четверостишии алтайской оды присутствует элемент поэтических находок — куда там Ломоносову с его силлабо-тонической революцией. Чего стоит одна только рифма “пост-вперед”. Небезынтересной выглядит еще одна находка: “Поднял с колен священную державу/ Заставил уважать ее весь мир”. Теперь мы знаем, что с колен можно не только подняться, но и поднять. Но главное — надо сначала заставить священную державу уважать весь мир, потому что раньше она его, по мнению авторов оды, не уважала. И совершенно потрясающе звучит припев, в финале прямо пересекающийся с гимном России: “Священная Россия, дорогая, Отечество, гордимся мы тобой!” 

Авторы оды — двое сотрудников Барнаульского юридического института: начальник отдела по воспитательной работе Сергей Кожушко и начальник по работе с ветеранами Александр Федяев.

 Песня была записана с симфоническим оркестром филармонии Алтайского края — специально к визиту Путина в Барнаул. Правда, слышал ли адресат сие произведение и одарил ли чем его творцов — неизвестно. 

При всех поэтических нововведениях авторы (точнее, инициаторы) в чем-то все-таки остались в рамках многовековой традиции. На Алтае все не так благополучно, как могло быть. В Рубцовске на тракторном заводе зреет второе Пикалево, крестьяне из села Урлу-Аспак сходятся врукопашную с местным ОМОНом, у игорной зоны “Сибирская монета” есть пока лишь название. Все это в совокупности, конечно, могло вызвать некоторый мандраж, перешедший в верноподданнический поэтический раж перед премьерским визитом. Мол, у нас, конечно, не очень хорошо, но зато мы вот как вас любим, Владимир Владимирович, дорогой. 

Что интересно, алтайский рекорд подобострастия, выраженный старинными художественными средствами, удивительно похож на прямую себе противоположность — оппозиционные вирши о Путине, распространяемые в интернете. Сравните второй куплет “Оды” и строчки из глумливой песенки “План Путина”. 


Конкурентов у президента давно нет 
  по сути, 
Есть один национальный лидер — 
  Владимир Путин! 
Под его руководством объединится 
  Русский мир 
Президент Владимир Путин — 
  наш герой и кумир! 

Впрочем, ясно, что авторы оды оппозиционных пасквилей не читают и не могут быть обвинены в подражательстве или тем паче ереси. Как не знают они и того, что ода — произведение для декламирования, а не для пения. Но принципиально это ничего не меняет: согласитесь, такие строки не запеть невозможно. 


Константин НОВИКОВ. 


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ И ПЕНИЯ 

“Ода от благодарного Алтая” 

Слова А.Федяева, музыка С.Кожушко 

В нелегкий час возглавил он Россию, 
Вторым он занял президентский пост, 
Но первым стал он президентом сильным, 
Россию смог он вывести вперед! 

Припев: 

Уверенною поступью шагаю, 
Ты крепкою становишься страной! 
Священная Россия, дорогая, 
Отечество, гордимся мы тобой! 
Отечество, гордимся мы тобой! 

Поднял с колен священную державу, 
Заставил уважать ее весь мир. 
Он преумножил честь ее и славу, 
И у народа он теперь кумир! 

Припев. 

На путь великих устремлений, 
Что предначертан ей судьбой, 
Дорогой верной, без сомнений, 
Повел Россию за собой! 

Припев. 

“МК” обратился за комментарием к пресс-секретарю премьер-министра Дмитрию Пескову. Вот что он заявил: “Оду премьер-министру не презентовали, он ее не видел. В целом относится к таким вещам не позитивно, о чем неоднократно говорил. Гораздо больше удовлетворения у него вызывают успехи (регионов. — Н.Г.) в социально-экономических вопросах”. 

Наталья ГАЛИМОВА. 

  Опубликовано в газете "Московский Комсомолец" № 25085 за 23.06.2009

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе