Православные атеисты

Исторически так уж повелось, что наиболее наглядно натура нашего человека могла проявиться в двух жизненных ситуациях: в очереди и на праздники. Однако по мере изживания пережитков недоразвитого социализма произошла ликвидация очереди как явления, за исключением разве что казенных присутственных мест и учреждений здравоохранения. Так что остались праздники, которые только и дают нам возможность для самовыражения. Ну, а поскольку православная Пасха у нас практически уже утвердилась в статусе третьего общенародного торжества (наряду с Днем Победы и Новым годом), то именно в отношении к этому «дню дней и празднику праздников» все противоречия неисповедимой русской души сказываются с особой силой.

В одном из интервью президент братской Белоруссии А. Г. Лукашенко назвал себя «православным атеистом». При всей своей внешней несовместимости, аккурат это словосочетание кажется наиболее подходящим для характеристики и большинства из тех примерно 80 процентов ярославцев, которые относят себя к православным. При всем том более или менее регулярно посещают церковь не более 6-8 процентов. Так что для немалого числа наших сограждан быть православным означает всего лишь то, что вместо совсем уж несуразного дня Парижской коммуны или очередной годовщины социалистической революции принялись отмечать двунадесятые праздники и прочие даты церковного календаря. И сколько ни убеждают сами православные священнослужители, что Пасха Христова отнюдь не сводится к крашенному яичку и походу на кладбище с обязательными на оном возлияниями, но широкие массы «православных атеистов» попросту не могут взять в толк, о чем вообще речь идет. Ибо что ж тогда от Пасхи останется?

В сущности, русский человек мало изменился со времен нашего земляка Н. А. Некрасова: ...В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет! Ибо по-прежнему работает наш мужик до смерти, причем в самом буквальном смысле. Поскольку среднестатистический ярославский расторопный мужик не дотягивает до положенной ему пенсии по старости, проживая лишь пятьдесят восемь с небольшим. Ну, а насчет потребления алкоголя на душу населения, то тему эту лучше вовсе не поминать всуе, тем более в преддверии Пасхи Христовой и Дня международной солидарности.

Между прочим, в поминавшейся Белоруссии православная Радуница – официальный выходной день. А в большинстве стран Европы таковым же считается понедельник после Пасхи. И никто не видит в этом умаления роли других конфессий. Вот бы и нашим депутатам, вместо обрыдшей уже игры с переносом выходных с мая на январь и обратно, просто проявить наконец здравый смысл и уважение к тому вероисповеданию, к коему причисляет себя подавляющее большинство населения России.

Впрочем, даже и во время даже наиболее значимых для истинно верующих людей церемоний натура нашего человека просто не может не проявиться. Несмотря на все увещевания священнослужителей, зачастую раздача святой крещенской воды или Благодатного огня сопровождается сценами, живо напоминающими о временах, когда любой дефицит брался не иначе как с бою, преодолевая ожесточенное сопротивление соседей по очереди. В храм Божий идут с запасом пластиковых бутылок и ведерными канистрами.

И все-таки, при всем том, если даже из десяти «захожан», по случаю заглянувших в церковь, лишь до одного дойдет наконец свет истинной веры, то всё уже не зря. И уж в любом случае, полезнее для души, чем все скопом «дни международной солидарности трудящихся».

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе