Владимир Кожин, управляющий делами Президента РФ: О мнимых «дворцах» и реальных резиденциях, новых самолетах и яхте главы государства

Когда Владимир Кожин приехал к нам в «Комсомолку», он первым делом прошелся по редакционным этажам

И, похоже, был немало удивлен тому, что в наших кабинетах сегодня не только пишут заметки, но и пилят, строгают. А у нас как раз шла перестройка - расширялись помещения для радио «КП», нашего телевидения и интернет-сайта. Вот почему, когда мы сели с  гостем пить чай, сразу же заговорили о грандиозной реконструкции на этажах  власти...

Почему обижаются чиновники?

- В Кремле сейчас тоже много строителей - каменщики, штукатуры...

- Да, там разворачивается  большая стройка в 14-м корпусе. Он возведен в середине 30-х годов прошлого века, и с тех пор там не было ни капитального, ни более-менее серьезного косметического ремонта. Как считают специалисты, корпус является абсолютно аварийным и эксплуатация его в дальнейшем невозможна, как, впрочем, и реконструкция по частям.

Поэтому и было принято не очень популярное решение: все, кто здесь работает - а это, по сути, вся Администрация президента, ряд подразделений Федеральной службы охраны и часть наших структур, - 14-й корпус покидают. Все в основном переезжают на Старую площадь.

- Чиновники на вас за такое решение не обижаются? Они же не любят уезжать из Кремля...

- Обижаются. И в шутку, и не в шутку. Много раз на различных совещаниях в Кремле коллеги у меня спрашивали: «Может, так пересидим?» «Я-то - пожалуйста, - говорю, - но вот заключение специалистов: в корпусе находиться уже небезопасно...»

- Владимир Игоревич, а когда чиновники вернутся в 14-й?

- Если в конце мая, как планировалось, все оттуда выедут и строители начнут работать - вот тогда мы сможем назвать какие-то сроки. Пока же предварительно предполагаем завершить реконструкцию где-то за полтора-два года.

Надеемся восстановить все фасады, которые закладывал архитектор в первозданном еще проекте. Но главное - корпус станет современным, функциональным. Словом, деловым офисным центром.

О мнимых «дворцах» и реальных резиденциях

 - То и дело появляются слухи о дворцах, новых резиденциях - то для премьера в Геленджике, то для президента.

- Нет никакого дворца ни у Путина, ни у Медведева. И в Геленджике мы ничего не строили, не строим и не собираемся строить. Эта волна слухов вызвана публикациями в одной из газет. Речь идет об инвестиционном договоре 2004 года, коих у нас в тот период подписывалось немало. Тогда бюджетных средств было недостаточно, и мы очень многие проблемы решали путем таких  договоров. Строили жилье, ремонтировали наши комплексы.

У нас был дом отдыха «Туапсе» - примерно в таком же состоянии, как 14-й корпус. Инвесторы предложили нам построить современный пансионат. Мы все взвесили и договор подписали. На этом все наше участие закончилось.

В 2008-м, когда начался финансовый кризис, инвестор к нам пришел и сказал, что у него проблемы с деньгами: мол, подсобите. На что получил  отказ. Договор был расторгнут. Через Росимущество инвестор выкупил долю государства. На эти средства и был реконструирован «Туапсе». Точка. На этом мы расстались. Дальше я уже из газет узнал о дворце и о тех  беспочвенных слухах, которые вокруг него витают. А за слухи мы не отвечаем...

- А что с резиденциями - президентскими, государственными?

- Почитаешь некоторые издания - практически в каждом крупном городе обязательно находят «резиденцию». Там и «Ангарские хутора» какие-то, и то, и се... Ничего подобного нет и в помине.

- И все-таки...

- Сегодня у Президента России следующие резиденции: Москва, Кремль, «Горки-9» под Москвой, «Бочаров ручей» в Сочи,  «Валдай» в Новгородской области. Здесь глава государства может жить, работать и выполнять функции Верховного главнокомандующего.

Существуют и государственные резиденции, которые принципиально отличаются от президентских. По сути, сегодня она у нас одна - это Государственный комплекс «Дворец конгрессов» в Стрельне под Санкт-Петербургом, знаменитый Константиновский дворец. Там бывают и президент, и премьер, представители других ветвей власти, проводятся приемы, экономические форумы, театральные фестивали и так далее. При этом каждый желающий, когда нет официальных мероприятий, может купить билет, пройтись по всему парку и дворцу, заглянуть даже в «президентскую зону».

- А в винный погребок?

- Пожалуйста. Покупайте билет и идите. Попробуйте «Токайское», если оно еще осталось. Похоже, все-таки осталось...

Теперь о планах. В  Калининграде, в поселке Пионерский, мы заканчиваем строительство госрезиденции «Янтарь» - после майских праздников по­еду ее принимать.

- А она для каких целей?

- Это такой же многофункциональный комплекс, что и Константиновский дворец. Здесь будут проводиться мероприятия - на уровне президента, премьера, других органов власти, - нацеленные прежде всего на укрепление контактов с Евросоюзом. Многие такие встречи, которые планировалось провести в Москве, мы перенесем на эту новую площадку, скажем так, поближе к Европе.

И, кроме того, мы считаем, что это - наш вклад в ту тяжелую борьбу, которую ведет мэр Москвы Сергей Собянин с пробками в столице.

- А при чем тут пробки?

- В Москву ежедневно, не только на встречи высшего и правительственного уровня, приезжает очень большое количество делегаций. Мы выделяем под это специальный транспорт, как правило, с сопровождением ГИБДД. И все эти кортежи туда-сюда по городу каждый день передвигаются. Это создает немалые проблемы на дорогах.

- В отношениях с Москвой у вас что-то изменилось?

- Думаю, что да.

- Вы не уверены?

- Просто анализирую. У меня и до этого с Сергеем Семеновичем Собяниным были очень хорошие деловые, личные отношения, мы много вместе работали. Он же был главой Администрации Президента России. С прежним руководством Москвы многие вопросы решались тяжело и сложно. Или не решались. С приходом Собянина некоторые проблемы получили практически моментальное разрешение. Мне очень комфортно работать с ним.

За «ИЛами» и «ТУ» - «Фальконы» и «Эрбасы»

 -  Недавно президент Медведев раскритиковал отечественные самолеты - он рассказал, что даже у президентского лайнера были проблемы...

- Критика справедливая, а выводы мы делаем, уроки извлекаем. И главное тут - нужно готовить высокопрофессиональные кадры, совершенствовать технологию.

Вот раньше нам часто приходилось слышать от авиастроителей: у нас нет денег. Деньги дали. А какой результат?

Но это еще не все проблемы. Если говорить, скажем, об Ил-62, которые имеются в специальном летном отряде «Россия», лучше по безопасности, по надежности в мире еще не было самолета. Это к разговорам о том, что российский авиапром вообще никуда не годится.

Ну а если оценивать машину, исходя из реалий сегодняшнего дня... Как-то один из командиров этого воздушного корабля  мне сказал: «Да, Ил?62 - лучший самолет в мире, но в то же время это завод по сжиганию керосина».

То же самое касалось и других моделей: Ту?134, Ту-154. А именно они наряду с «Илами» составляли в основном наш авиапарк. Поэтому еще в 2002-м мы начали его модернизацию. И наш заказ был одним из самых крупных, который в том числе позволил авиапрому начать подниматься и вставать «на крыло». Воронежское авиастроительное предприятие, Казанский, Ульяновский заводы - вот как раз там мы начали строить новые лайнеры - Ил-96, Ту-214. И это достаточно хорошие машины. Они отвечают всем международным требованиям, которые касаются в том числе допустимого уровня шума двигателей, выбросов выхлопных газов...

Сейчас мы продолжаем обновлять свой парк. Будут строиться Ил-96, Ту-214....

- А «Сухой Суперджет»?

- Будет. Но только тогда, когда станет серийной машиной. У нас есть свои требования. И мы внимательно следим за ситуацией.

- А почему в спецотряде появились иностранные борты?

- Президент летает и во Владивосток, и, допустим, в Санкт-Петербург. Если в первом случае использование Ил?96 оправданно, то на небольшое расстояние гонять такую машину накладно. Уместнее было бы использовать небольшие лайнеры, но их у нас не выпускают. Поэтому и были приобретены два «Фалькона», на которых президент сейчас летает.

- А вот еще «Эрбасы»...

- Да, «Эрбасы». Мы их еще не приобрели, но контракты подписали, лайнеры строят - они появятся у нас в следующем году. Наши авиастроители просто не успевают. А имеющихся самолетов - для того чтобы обеспечить всю программу полетов - президентскую, премьерскую и так далее - не хватает.

 С молотка пойдут 50 объектов

- Недавно глава «Севергрупп» миллиардер Алексей Мордашов купил бывшую ельцинскую резиденцию в Карелии за 291 миллион рублей. Что-то еще из подобных объектов будет продаваться?

- Мы действительно последний год очень внимательно изучали весь наш имущественный комплекс. И приняли решение провести программу приватизации федерального имущества.

На мой взгляд, сделка по «Шуйской Чупе» оказалась выгодной, мы получили те деньги, на которые рассчитывали.

«Шуйская Чупа» - это первая ласточка. Буквально в следующем месяце у нас пройдет еще несколько конкурсов. И так до конца года. Сегодня в списке порядка 50 объектов: и в Москве, и за ее пределами. Вырученные средства будут направлены на инновацию и реконструкцию наших же объектов.

- Как с зарплатой у чиновников, допустим, Управления делами президента? Есть ли еще какие-то официальные дополнительные доходы, льготы?

- В нашем центральном аппарате специалист, ведущий специалист, начальник отдела, начальник управления - все получают по-разному. Учитывается и стаж работы. Есть и система премий.

В среднем, если брать все это, зарплата где-то в пределах от 30 тысяч рублей до 80, 100 тысяч в месяц. Сегодняшний уровень зарплат я считаю не идеальным, но достойным.

Если не брать министров, их замов, то средний госслужащий, кроме зарплат и премий, медобеспечения, больше ничего не имеет. Все разговоры про дачи бесплатные, про персональные машины, про «дармовое» жилье, «сладкую жизнь» и так далее - это сказки советского периода.

Даже те, кто имеет право получить дачу - а это очень небольшая категория чиновников высокого уровня, - за нее платят ежемесячно и очень приличные деньги.

Практически мы приближаемся к тому, чтобы это была как минимум себестоимость эксплуатационных расходов. Если же  говорить о медицине, то есть только небольшой набор обязательных бесплатных процедур и медицинских услуг. А за все остальное надо платить.

И еще по жилью... Да, мы предоставляем квартиры, но очень узкому кругу лиц. И, как правило, это происходит, когда идет ротация кадров, приезжает новый замминистра или министр назначается - вот им предоставляется жилье. Опять-таки - не бесплатно.

Чиновник  обязан или продать свое предыдущее жилье, где бы оно ни находилось, по рыночной стоимости - у нас есть механизм, процедура, это все проверяется - и внести деньги в бюджет, в кассу. Либо отдать квартиру нам, если она нам нужна. Скажем, есть аппараты полпредов на местах, где мы должны выделить служебную жилплощадь. Мы переводим эти квартиры в служебную категорию, предоставляем их сотрудникам на период работы. Для остальных категорий нуждающихся в жилье есть соответствующая очередь, в которой, к сожалению, люди стоят годами.

Ничего бесплатного сегодня практически нет. «Сладкая жизнь» у современных госслужащих закончилась, практически не начинаясь. Им приходится платить за все...

БЫЛ СЛУЧАЙ

«Кавказ» дымил как паровоз...

- Это правда, что президентская яхта «Кавказ» дымит как паровоз? И вообще это бывший военный корабль?

- История эта еще из советских времен тянется. В начале 1980-х из двух так называемых базовых тральщиков (есть такая категория морских военных судов) были сделаны два корабля, или яхты, по-современному, представительского класса. Один назывался «Кавказ», а другой - «Крым». Первый располагался в Сочи, второй - в Крыму. Что сейчас с «Крымом», я не знаю. Но «Кавказ» оказался у нас.

Самое «страшное», что там было, - это дизельные установки. Когда президент и гости поднимались на борт, всех старались как можно быстрее завести в салон. Потому что, как только заводились дизеля, палубу окутывали клубы ядовитого противного дыма. Мерзкого! Выхлопы от дизелей. Про шум и все остальное и не говорю. В конце концов мы получили предписание: корабль изношен и подлежит списанию. Ресурс продлению не подлежит.

Взамен мы собирались заказать новое судно на российских верфях, но нас не устроили ни цена, ни сроки, ни качество. В итоге купили на вторичном европейском рынке  корабль среднего размера без каких-либо…

- Излишеств? Прошел слух, что там все в золоте и хрустале...

- Это все выдумки. Купили функциональный и спокойный, но при этом достойный корабль, чтобы президент мог на нем работать и отдохнуть, если позволит время. Он называется «Чайка». И думаю, что после майских праздников уже придет в порт города Сочи.

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Когда ждать коллапса на правительственной трассе?

- Владимир Игоревич, некоторые наши коллеги пугают читателей: мол, из-за того, что специальный летный отряд - на время ремонта взлетно-посадочной полосы во «Внуково» - переехал в «Шереметьево», наверняка возникнет коллапс на ведущих к нему дорогах...

- Считайте, что коллапс уже наступил. Но его никто не заметил. (Смеется.) Мне было интересно это все читать, особенно в тот день, когда Президент России прилетел из дальней командировки и его самолет приземлился в «Шереметьево».  Как мне рассказывали, большинство газет и журналов направили в район аэропорта журналистов, которые засели в кустах, нацелили свои объективы... Может, и статьи заготовили о том, что коллапс наступил. Ждали-ждали, а он не наступает. Вот беда-то! Вот наша ментальность. Так хотелось, чтобы был коллапс! Уж мы бы тут показали свое мастерство! Вот тут бы мы уж… И - ничего.

- Сорвалось?

- Да. Какая жалость! Президент сел в вертолет и улетел в свою резиденцию. А премьер - был такой факт - воспользовался аэроэкспрессом. И сейчас никакого коллапса мы не ожидаем.

Что касается президента и премьера, они и в дальнейшем будут пользоваться альтернативными транспортными средствами. А если даже и будут задействоваться кортежи, то в таком режиме, чтобы не создавать проблемы на дорогах. Как правило, и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин возвращаются в Москву - специально выстраивают так свой график - очень-очень поздно. Это ночь, полночь.

Так что коллапса не будет. Предлагаю всем журналистам расслабиться и искать другие темы. Для повышения тиража.

...И О СПОРТЕ

Олимпийская смена подрастает

- Владимир Игоревич, мы объявили о планах завоевать на Олимпиаде в Сочи-2014 первое общекомандное место. Однако по итогам этого сезона в олимпийских видах спорта занимаем лишь 13-е место. У вас есть уверенность, что за оставшиеся два года мы сможем выйти в лидеры?

- Вы одну из самых больных тем затронули. И сейчас сказать вам на сто процентов, что абсолютно уверен в грядущем успехе, - это было бы просто нечестно. Непорядочно.

Есть огромное волнение. И те результаты, о которых вы сказали, очень хорошо знаю, поскольку являюсь первым вице-президентом нашего Олимпийского комитета как раз по линии зимних видов спорта.

Давайте вспомним, где мы находились, скажем, 10 лет назад. Мы «доедали» и в спорте советское наследие. Результаты приносили те, кто был воспитан еще советской школой спорта, когда действовала нормальная система финансирования тренерских кадров, была масса других положительных моментов.

Потом наступил полнейший провал, когда тренеры да и спортсмены, даже олимпийцы, получали деньги, на которые невозможно было не только достойно жить, а просто существовать по-человечески. И надеяться, что в этих условиях спортивное движение будет развиваться теми же темпами, было бы смешно.

Сегодня создана достойная система финансирования и спортсменов, и тренеров.

Сказать, что она абсолютна, совершенна, наверное, нельзя. Но система эта отвечает реалиям сегодняшнего дня, спросите любого тренера и спортсмена, члена сборной, - они вам это подтвердят. Но это не значит, что мы сразу же получим эффект...

Ну вот взять хотя бы биатлон. На чемпионате мира в Ханты-Мансийске, где, кстати, создана прекрасная база мирового уровня, нашу команду ждал разгромный провал! И это в дисциплине, где мы всегда были лидерами.

Это говорит о том, что только одни деньги ничего не решают. Тренерские кадры, системы тренировок, мощные действующие команды и подрастающий резерв, здоровая конкуренция - это то, что было в советской школе и что пытается сегодня возродить школа российская.

Многое уже удалось сделать. Скажем, количество катков в стране возросло в десятки раз. Это значит, что число  спортсменов - от детей до юношей - тоже увеличивается. Как раз и подрастает олимпийская смена.

И это все должно в 2014-м в Сочи «выстрелить».

Александр ГАМОВ

КП-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе