Выздоравливаем. Справимся, сбережением народа. Если возьмемся за дело всем миром

Перечитывая публицистику Солженицына

Ну как тут не уверовать простому смертному в то, что миром правят нам во Благо высшие силы?

Разве не получается так, что у нас в России слова «сбережение народа» из ежегодного послания главы государства к Федеральному собранию, после его выступлений на телеконференциях о противостоянии пандемии, его апрельского обращения ко всем гражданам страны с размышлениями о ценности жизни каждого человека, данной нам свыше, сама жизнь с кремлевских высот, из пафосного лексикона политологов прямо на глазах у нас опускает на грешную землю – доходчивым и недвусмысленным ответом на вопрос, как нам жить дальше?

Он, такой ответ, вообще-то про прямую конституционную обязанность государства оберегать право человека на жизнь, его здоровье и безопасность, на свободу личности, частную собственность.

Слов про сбережение народа мы в тексте нашего Основного закона не найдем. Но появились-то они, вспомним, как раз на том переломе времен, когда началась его разработка.

В 1990 году Александр Солженицын прислал на родину из Америки свои записки «Как нам обустроить Россию».

Их жанр автор деликатно определил как «посильные соображения». Буквально пятью строками пока еще только оповестил о своем открытии забытого даже историками архивного документа – проекта «О сбережении народа», представленного императрице Елизавете Петровне видным сановником, первым лицом в ее правительстве графом Петром Шуваловым.

Солженицын назвал этот документ «таким удивительным». О его подателе написал: «Вот чудак?» - да, пока еще с вопросительным знаком.

И через многозначительную паузу в заключительной строке абзаца подытожил: «А ведь – вот где государственная мудрость».

Записки «Как нам обустроить Россию» были опубликованы в «Комсомольской правде» и «Литературной газете» (общим гигантским тиражом в 27 миллионов экземпляров) и вызвали резкую реакцию Михаила Горбачева. Началась дискуссия в печати, но быстро выдохлась.

Русский путь, сказал Солженицын еще в середине 70-х, к обществу нравственному.

Напоминал нам: первым из самых важных праздников в отечестве нашем был Прощеный день.

В укладе крестьянской жизни – и мы не раз писали об этом в нашем журнале «Содружество культур» - всё было обережным, от слова беречь. И прежде всего то, что называем мы теперь генетическим кодом нации. Зашифрованным в русской кириллице, введенной в речевой обиход Петром I, в алфавите, начинавшемся с буквы «я» - помните: аз, буки, веди.

Тот спасительный код никуда не делся, мы всё это в школе проходили.

О чем они, весь русский фольклор, традиции будней и праздников трудового календаря, и в цифровую эпоху не совсем еще забытые нами?

Да всё о том же. Горожанин ты или житель сельский, будь ближе к неписаным нормам крестьянской жизни.

Живи верой и добром. Счастье ищи в труде. Береги землю, нашу кормилицу.

Не оставляй в беде ближнего. Помогай слабому и немощному.

Гостя, из каких бы дальних краев он ни был, сажай в красный угол.

Что-то так основательно подзабыто, что и концов не найти – хотя бы сокровенный смысл многих обрядовых традиций русской свадьбы.

Ее интрига, как тугая струна, была натянута от печали к радости, и недаром же русский классик Мамин-Сибиряк называл свадьбу «национальной оперой».

Сохранять традицию, как говорила этнограф и фольклорист, вдохновительница всех лучших волонтерских начинаний общества «Петропавловская слобода» Надежда Балуева (Господь взял ее на небо в рождественские дни 2018 года), можно только согревая ее, традицию, своим дыханием.

Передавая ее из уст в уста, из рук в руки и – так, как бытовали они у наших предков, в подлиннике, без всяких стилизаций.

Колыбельные песни, сказки на ночь.

Пословицы и поговорки.

Навыки ремесел. Раскроя и пошива одежды из льна, испытанного поколениями антисептика.

Народные игры и обряды.

Частушки, загадки на засыпку, хороводы «на крутухе». Рецепты блюд русской кухни. С ними проще, они есть в «Молоховце», многочисленных переизданиях лучшей русской поваренной книги, написанной Еленой Молоховец – то был ее «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве».

Носители этих традиций еще живут среди нас, но - не на шутку тревожилась наша Надежда - встречаешь их всё реже и надо спешить, чтобы не оказаться у разбитого корыта.

Так мы о сбережении народа. По Солженицыну, русское самодержавие, при всех его полицейских замашках сохраняло нравственное здоровье народа потому, что само оно держалось на таком надежном основании, как многовековое православие Нила Сорского и Сергия Радонежского.

Большевики знали, что делали, когда вытравляли в русских прежде всего это – сострадательность, способность к раскаянию и бескорыстной жертве, долготерпение, уступчивость.

Не забудем: именно Солженицын первым среди публицистов начал мерить этической шкалой отечественную историю, современную власть и общественную жизнь.

Раньше других начал он говорить о них так, как в повседневной жизни принято было судить об одном человеке: это благородно, а это подло, смело, трусливо, жестоко.

Автор «Письма к вождям» с призывом отказаться от «коммунистической бредятины» (крепко сказано!) и заняться разоренной страной, столь же крамольных для советских времен статей «Образованщина», «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», обращения к соотечественникам с призывом к моральному сопротивлению режиму «Жить не по лжи» до конца отстаивал свою правоту, готовясь к самому худшему.

В трактате «Раскаяние и самоограничение», законченном перед самой высылкой, вступительную главу завершает он жесткими размышлениями о духовном кризисе всей, зело самодовольной и воинственной мировой цивилизации.

До сих пор либералы по обе стороны Атлантики не могут простить ему того, что посмел опасные соблазны общества наживы и благоденствия поставить вровень с пагубой прямого подавления личности.

У нас острословы, наперебой то демократы, то оппозиция, злословили на тему «к нам едет ревизор». Зябко поеживаясь, читали Солженицына и молодые российские реформаторы. Среди них далеко не каждый видел в авторе «Архипелага ГУЛАГ» и «Красного колеса» отважного и мудрого провидца.

Кто-то из них принимал его за чудака не от мира сего, кто-то за неисправимого инакомыслящего.

Пора было объясниться и с ними. Вермонтский затворник садится за исторический обзор «Русский вопрос к концу ХХ века».

Детально прослеживает в нем трехсотлетнюю эпопею упущенных властью возможностей для развития страны.

Показывает на примере освоения Сибири, что могут дать обоюдные, власти и народа, встречные мирные усилия, направленные на внутренние задачи.

Уже к концу ХVI столетия сибиряки полностью кормили себя хлебом; от края и до края процветали там ремесла и торговля; открывались первоклассные библиотеки и типографии.       

На последних страницах обзора, написанных по материалам прессы и письмам автору из России, великий аналитик не жалеет мрачных красок для последствий лицемерной и безответственной горбачевской перестройки, поспешных шоковых реформ, одним из последствий которых стал едва ли не самый крутой в мире - в сорок раз! - перепад доходов богатых и бедных.

Не будем скромничать, мы и без всяких подсказок по ходу кризисных встрясок и после них снова и снова узнавали о себе много нового.

Вспомним, какой сенсацией для самих статистиков стали в конце нулевых годов (в самый разгар предыдущего кризиса) результаты опросов Ярославльстата, кто как в домашних хозяйствах понимает бедность.

Обследовались 575 хозяйств, городских и сельских. Оказалось – и такое мы про собственную жизнь с удивлением узнали впервые – большинство из нас готовы и пояса еще потуже затянуть, и на одежде сэкономить, сравнительно легко мирясь с подобными лишениями.

Но девять человек из каждой десятки опрошенных признаками бедности и крайней бедности уверенно назвали ту прискорбную ситуацию, когда из-за безденежья родителей дети вынуждены после девятого класса пойти работать.

Трое из каждых пятерых назвали такими признаками нехватку денег на то, чтобы хоть раз в месяц сходить в кино, в театр или на концерт.

Трое из каждых четверых то же самое сказали о подписке хотя бы на одну газету или журнал.

И все без исключения назвали именно так тот перекос в укладе жизни семьи, когда не на что пригласить гостей на день рождения или съездить в гости к родственникам, допустим, из Ярославля в Пермь или в Саратов.

Такие у нас бедные, нетипичные.

А средний класс? Богатея, он толком все никак не научится деньги тратить.

В России Некрасова и Достоевского контрасты между богатыми и бедными смягчались тем, что купцы хорошо умели деньги не только зарабатывать, но и тратить их на благо семьи (прежде всего на образование детей) и на общую пользу.

На закладку храмов, на приюты для сирот, на богадельни для одиноких стариков, на приходские читальни.

Для наших богатых купеческая столица России Ярославль, а в цифровые времена инвестор восстановления кафедрального собора на Волжской стрелке, Почетный гражданин города Виктор Тырышкин остаются пока что примерами недосягаемых высот духа.

Собственность, говорит, как заклинает автор «Русского вопроса», должна быть подчинена высшим началам, иначе беда.

Надо спасать, хотя бы ради детей и внуков, национальный характер, народные традиции, исторический путь, общедоступную среднюю школу, культуру как средоточие нравственных, интеллектуальных, правовых, эстетических ценностей, духовных ориентиров и норм поведения. Россия будущего – выздоравливающая и нравственная.

Снова и снова возвращается он к проекту «О сбережении народа». Позже историки прояснят, кто в этой истории сказал «а».

Замысел проекта был подсказан письмом Михаила Васильевича Ломоносова двоюродному брату Петра Шувалова, одному из основателей Московского университета и Академии художеств Ивану Шувалову.

Проект предлагал избавить от пожизненных рекрутских наборов тех, кто исправно платит подушную подать. Содержать и обучать за счет казны малолетних солдатских детей.

В случае недорода давать поселянам вспоможение из хлебных житниц.

А еще – пресечь чиновничьи взятки.

И чтобы особые комиссары разбирали споры между помещиками и крестьянами.

И даже, чтобы государство вело «свободное познавание мнений общества». Социологи соврать не дадут: такое   предложение века на полтора опережало свое время.

У императрицы Елизаветы Петровны, читаем в обзоре, было живо русское национальное чувство и православие ее было совсем не показным.

Но на трон взошла она силой дворянской гвардии и вместо сбережения народа озабочена была внешнеполитическими «опасностями для европейского равновесия и непростительно кидала народную силу в чуждые нам европейские раздоры и авантюры».

Из русских государей, по Солженицыну, только Александр III первым осознал гибельность российского служения чужим интересам и дипломатических игр с новыми захватами территорий.

Понимал: главное внимание должно быть обращено на внутренние задачи, на здоровье нации. Только так и можно русским стать хозяевами своей судьбы.

Правление царя Миротворца оказалось много короче всех остальных и Александр III так и не предложил никакого собственного варианта активного развития страны. А его сын Николай, отсылает нас автор обзора к словам историка Тихомирова, «начал с полного развала основ дела отца своего».

К концу столетия мировых войн и революций – вот логика размышлений Солженицына – Россия, русские оказались на духовном пепелище, народу давно требуется покой, выздоровление.

Наши моральные обязательства, настаивает он, должны превышать предоставленную нам свободу. Первое, что должен сделать человек, получивший ее – ограничить свободу совестью.

Он много сил потратил, проповедуя этот универсальный жизненный принцип. Пригодный и для обустройства души, и для неамбициозной, в национальных интересах страны, внешней политики, и для малозатратной и устойчивой экономики, и для спасения отравленной природы.

В политическом плане наше спасение, он убежден, в возрождении «демократии малых пространств» - в опоре на опыт сельской общины, земства, казачьего самоуправления.

Ничего злободневнее, еще раз скажет Солженицын в середине 90-х, для современной России нет, чем слова с заглавного листа проекта графа Шувалова «О сбережении народа» - завет, не исполненный ни тогда, двести пятьдесят лет назад, ни позже.

Откроем последние страницы обзора «Русский вопрос к концу ХХ века» в изданном «Верхней Волгой» в конце 90-х ярославском трехтомнике, первом на русском языке и самом полном собрании статей, речей, открытых писем, интервью Солженицына.

В концовке обзора читаем важнейший для нас сегодня абзац о том, что «Русский вопрос» написан по многочисленным письмам из русской провинции, от рассеянных по просторам России «духовно здоровых людей, и часто молодых, только разрозненных, без духовной подпитки».

Его надежды «именно и только на это здоровое ядро живых людей», на то, что они «возрастая, взаимовлияя, соединяя усилия, постепенно оздоровят страну».

О сбережении народа говорил он и в своем последнем телевизионном интервью десять лет спустя, незадолго до своего ухода.

Говорил об этом уже не как о «русском вопросе», а как о национальной идее на долгосрочную перспективу. Уточнял: лет на пятьдесят вперед, а там, дескать, придумают еще что-нибудь подходящее.

Времена меняются, на глазах вызревает то здоровое ядро общества.

Все больше среди нас людей, независимо от возраста и жизненного опыта понимающих, что начинать-то надо со спасения и сбережения души собственной.

С очищения ее от агрессии и неприязни к «ненашим», от синдрома короткой памяти, а молодому поколению – от пижонского расхристанного «пофигизма».

Понимающих, что для этого не надо со сжатыми кулаками толпой выходить на площадь или в знак протеста садиться на рельсы железнодорожных путей.

Что для начала – ведь так все просто – подставь плечо тому, кто нуждается в твоей помощи.

Слова про здоровое ядро общества - не фигура речи.   За аргументами и фактами далеко ходить нам сейчас не придется. Только за два первых месяца пандемии помощь от благотворителей и волонтеров средствами санитарии, лекарствами, продуктами, доброжелательным общением с одинокими стариками получили больше 16 миллионов человек.

Есть «Лига здоровья нации» во главе с выдающимся кардиохирургом Лео Бокерия. С ее открытыми конкурсами социально значимых проектов в сфере здорового образа жизни, охраны здоровья и окружающей среды.

Не раз побеждало на них Ярославское областное отделение Российского фонда милосердия и здоровья. Инициативы его председателя Светланы Лягушевой, руководителя антираковой программы, проектов «Время бросать курить», содействия в проведении операций в институте имени Бакулева маленьким пациентам с врожденным пороком сердца, экспресс-службы для тяжелобольных из малообеспеченных семей.

А соперники у ярославцев были в тех конкурсах ого-го какие серьезные. Центр конной терапии для детей инвалидов брянского клуба «Казачок». Наши соседи нижегородцы с их проектом «здравонакопления» для тех, кто живет в зоне влияния базы ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Суроватиха. Или единственная в своем роде школа «Барабаны мира» в Тольятти с ее опытом арт-терапии для наркозависимых.

Помнится, напутствуя прессу перед отплытием в речной круиз «Лиги здоровья нации» Москва - Санкт-Петербург президент лиги ни на какие призывы к здоровому образу жизни времени не тратил.

Вкратце прокомментировал несколько истин, какие принято считать очевидными. Сводились они к тому, что в здоровье как таковом нуждаются все, и это непреложное условие выживания человека в конкурентном мире.

Напомнил о новом приказе Минздравсоцразвития с финансированием из федерального бюджета первых пятисот центров здоровья.

Там любой и каждый, кто о здоровье задумался, без всяких талонов и очередей, с оплатой услуг через Фонд обязательного медицинского страхования может снять ЭКГ, померить давление, определить содержание общего холестерина, глюкозы, кислорода в крови.

Такая новость означает, заметил академик, что вопреки кризису (а дело было в самый разгар кризиса конца нулевых годов), наконец-то становится реальностью господдержка здорового образа жизни.

Тем не менее ситуация оставалась критической. Бокерия сделал такую оговорку, имея в виду запуск новой общественной программы «Россия без табака».

Табачный вопрос, говорил он, в отечестве нашем больной никак не меньше, чем алкогольный или наркотический, и без участия самого общества застойную ситуацию не переломить.

Не мудрствуя лукаво, он сказал об этом так:

- Если вы видите, что мальчишка покупает сигареты, и проходите мимо, поставленных целей государство без вашего участия добиться не в силах.

От кризиса до кризиса прошло целое десятилетие. «Пять простых шагов», что наметила тогда Российская антитабачная коалиция, мы осилили.

В несколько раз повышены акцизы, а значит и цены на табак. Удорожание пачки сигарет на десять процентов приводит к соизмеримому с этой цифрой снижению потребления табака.

Первыми в ответ на рост цен бросают курить подростки, им уже не хватает на зелье карманных денег.

Пройдены и следующие шаги: введены полный запрет на любую рекламу табака, на продажу табачных изделий в продовольственных магазинах, вето на курение на рабочем месте (первым делом учителям и врачам) и в общественных местах.

За курение на детских площадках помните, какой штраф? Три тысячи.

Но шагать нам еще и шагать. В разработке еще более жесткое, если не сказать ужесточенное, антитабачное законодательство до 2035 года – дорога дальняя.

Одолеем и это. Курить стали меньше. По статистике Минздрава за последние два года число чадящих уменьшилось на 17 процентов.

Так на данном участке фронта выглядит сбережение народа - не на словах, а на деле.

Есть всероссийское движение «За сбережение народа», с двухтысячным активом, с вручением под эгидой ЮНЕСКО в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя общественных наград под таким девизом.

Есть Ассамблея народов России, наше межнациональное содружество с его принятым всеми его партнерами как руководство к действию одухотворяющим слоганом «Ярославия – земля согласия».

У нас оно, сбережение народа, всё в лицах, характерах и судьбах, потому что лучшие наши практики – авторские. Тут своя история. Рассказывая о ней, пришлось бы от и до, чуть ли не поименно называть, начиная с нашего бессменного лидера Хасиева, чуть ли не весь состав совета отделения, а это сорок человек.

И за каждым именем – неповторимое творческое «Я», каждому из которых вполне к лицу нестареющее библейское слово «делатель».

Есть общероссийское движение волонтеров, после Сочинской олимпиады оно стало серьезной общественной силой, с внушительным корпусом социально ориентированных некоммерческих организаций.

В нашей библиотеке на улице Чкалова берем с полки составленный и выпущенный командой директора Ресурсного центра для НКО и гражданского общества, заместителя председателя областной общественной палаты Елены Исаевой на средства президентского гранта справочник общественных объединений и некоммерческих организаций.

Их в регионе знаете сколько? Шестьсот! Не бумажных – действующих. Охватывающих вкруговую жизненное пространство человека в самых разных ракурсах.

В справочнике, и это впервые, представлены аннотации всех НКО с адресами, контактными телефонами, с информацией о профиле и содержании их деятельности. Есть главы «Гражданское общество», «Защита прав», «Культура», «Образование», «Экология». Отдельная глава содержит данные обо всех двух десятках общин ЯРО «Ассамблеи народов России».

Волонтеры люди творческие, и то, в какой особой цене у них креатив и авторские инновации, видно по самим названиям НКО и девизам их начинаний.

А размах какой! От благотворительного фонда помощи тяжело больным детям (он так и называется «Дети Ярославля») до центра водного туризма на Рыбинском море «Ветрено» и проекта Андрея Тутарикова «Прощеный ручей».

От областного Союза студентов, его проекта для молодых инвалидов «Виктория» до угличского музея истории велосипеда «Самокат» Сергея Кондакова.

От объединения «Многодетные семьи», учредителем которого стала мать четверых детей Наталья Верешко, до Агентства творческих инициатив Юлии Кривцовой и Сергея Кремнева с их площадкой для общения и творчества «Теxtil», до частного музея Мостославских «Музыка и время» с органными вечерами народной артистки России Любови Шишхановой, ее коллег и учеников.

О взаимодействии НКО с властями Исаева говорит так: надо не просто сотрудничать с ними, важно обоюдно служить нашим общим интересам. И тогда не останется среди нас сомневающихся в том, что гражданское общество в России самодостаточно и творчески независимо от государства.

На одном из последних ярославских гражданских форумов «Социальные инновации как условие развития гражданского общества», проходившем в Год добровольца, дискуссия о том, как эти общие цели претворяются в жизнь. как воздействуют социальные инициативы на развитие малых городов и сельских территорий, шла на той секции, что по праву в программе форума занимала первую строку.

Да, по качеству жизни провинции по-прежнему далеко до столичных кондиций. Самая болезненная ее заковыка – отсутствие для молодежи жизненных перспектив и продолжающийся ее отток в крупные города.

Действует национальный проект «Развитие АПК». А то, что мы неплохо справляемся с продовольственной безопасностью, и никакие санкции нашим сельхозпроизводителям не страшны, невооруженным глазом видно хотя бы по нашим холодильникам и дачным кладовкам с огородными припасами на зиму.

Но даже и самые оптимистически настроенные аналитики считают, что со всеми задачами комплексного переустройства села государству одному тоже не справиться.

О том, что для этого могут сделать и уже делают сами селяне и жители малых городов, на форуме размышляли они сами.

Искусствовед Екатерина Змеева рассказала, как собрав в одну команду свой зрительский актив, сотрудники Даниловской художественной галереи поэтапно продвигали в жизнь поддержанный мэром и главой района проект «Другой Данилов. Нескучный путеводитель».

От Елены Гусевой из объединения «ЯрСпас», чье богоугодное поприще – поиск пропавших детей, узнали мы, что на его счету в Год добровольца была не одна сотня спасенных. Его проект «Безопасное детство» выиграл конкурсный президентский грант на развитие гражданского общества.

Такой грант был на счету и у социальной службы Некрасовского района. По выступлению ее специалиста по обслуживанию инвалидов и пенсионеров Светланы Матвеевой оценили мы тогда подробности жизненного уклада загородного лагеря инвалидов «Второе дыхание».

Руководитель секции «Развитие добровольческого движения», ректор Демидовского университета профессор Александр Русаков, помнится, напутствовал ее участников деликатным пожеланием «не превращать дискуссию в самоотчет о проделанной работе».

Пояснив при этом: тут соревновательные амбиции не в счет, добровольчество – дело совести человека, и для тех, у кого она есть, самый простой и верный способ служения обществу.

Не службы – служения!

Слова «служение обществу» стали ключевыми и в обращении к молодежи архимандрита Сильвестра. Да по сути дела о том же, о бескорыстном служении людям, говорили в тот день все, кто брал слово по ходу дискуссий в этих секциях.

Статус социально ориентированных НКО как исполнителей общественно полезных услуг подтвержден теперь и принятым три года назад постановлением правительства России о реестре НКО с выделением этой новой правовой категории.

Одной из первых в этот реестр была включена ярославская организация инвалидов «Лицом к миру» под руководством Наталии Жужневой с ее «Мастерской особых ребят».

Каких это, особых? – спрашивали у нее на одном из гражданских форумов журналисты.

А таких, был ответ, как наша незрячая Машенька, с ней вы только что пообщались на ярмарке «Социальные услуги НКО» в гостевом фойе КЗЦ «Миллениум».

Научилась Маша управляться с ручным ткацким станком из времен наших бабушек-прабабушек.

Мы видели, как под машиными пальцами пряжа плотно ложилась стежок к стежку. Получался нарядный домашний коврик для прихожей.

- Успеешь закончить его до конца ярмарки? Раз тут ярмарка, собираемся его у вас купить на память. Можно? – интересовался кто-то из зрителей.

- Успеть? Постараемся, - вполне дипломатично отвечала за Машу, чтобы не отвлекать ее от дела, наставница нашей симпатичной ткачихи подросткового возраста.

То, что показывали тогда на ярмарке в день форума особые ребята, называется полузабытым словом кудесы, чудеса значит.

Не только домотканые коврики и накидки показывали, но и, к примеру, отмеченные на межрегиональном конкурсе «Живая глина» стильные, под старину, посуду, игрушки, настольную сувенирную мелочевку, вылепленные на гончарном круге и обожженные в муфеле мастерской под чудотворным названием «Кудесы».

Незрячая рукодельница Машенька и ее наставники, помогающие ей пересилить судьбу трудом и творчеством – тоже ведь наше гражданское общество.

Если оно, как у нас в России, только еще пока созревающее, то его духовное ядро – вернемся к Солженицыну и его «Русскому вопросу» - это и есть те, кто создает, сохраняет, доводит до читателей, зрителей, слушателей, нет, не какие-то там прибамбасы для досуга и развлечения, а – ценности. Из тех, что напоминают нам, кто мы и откуда, делают человека человеком и самим собой. А значит, служат, да-да, сбережению народа.

Россия постсоветская со всеми его неудобными мыслями об этом, ох, далеко не сразу признала Александра Исаевича своим человеком – мы уже говорили об этом.

По наблюдениям издателей и книготорговцев ярославский трехтомник в ходу был после его выхода из печати разве что у политологов, историков, гуманитарной профессуры.

Но никак, допустим, не у школьных учителей. Не говоря уж о «новых русских», больших любителях криминальных сериалов и юмора «от Петросяна», или простых бюджетниках, пришибленных безденежьем и бытовыми неурядицами и потому чистосердечно полагающих, что не про них писана сия премудрость.

Да и сейчас «сбережение народа» остается такой премудростью не только у разночинного люда.

Известный драматург и прозаик Слаповский говорит: идея красивая, «только никого и ни к чему не обязывающая».

Оппозиционно настроенные политологи изо всех сил стараются увидеть в ней что-то из разряда политконъюнктуры.

Дескать, сбережение и приумножение народа не более чем лозунг под предстоящее всенародное голосование за изменения в конституции. После чего президент Путин получит от народа карт-бланш на дальнейшее правление и после 2024 года.

Оставим сейчас всё это на совести тех, кто так думает.

Александр Исаевич ведь не был в своем далеком Вермонте столь наивен, чтобы ожидать, что читатели его публицистики возьмут, да и сходу прозреют.

Единственное внутреннее оправдание видел он для себя в том, что «пишет впрок» - для будущего.

Посмотрите вокруг, не оно ли там у нас за окном, то самое будущее?

Вот и кремлевские аналитики, судя по всему, ярославский трехтомник снова взяли с полки, для корректировки курса развития. В том значении, как понимал сбережение и приумножение народа этот бесстрашный и мудрый человек: как заботушку общенародную, и не на годы - на десятилетия вперед.

Вовсю идут лабораторные испытания вакцины против COVID-19. Продолжается донастройка всей системы медицины в стране. В центре внимания властей здоровье и безопасность людей, семьи с детьми. Бизнес и предпринимательство, больше всех пострадавшие от пандемии.

Угроза еще остается. Но правительство уже передало в кремль общенациональный план развития экономики на многолетнюю перспективу.   Известны даты парада Победы, дня всенародного голосования по конституции, дня единого госэкзамена в школах. Открываются книжные магазины, музеи, кинотеатры.

Выздоравливаем! Цели выверены. Отлаживаем навигатор. Справимся. Если, как повелось на Руси, возьмемся за дело всем миром.

Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур», член Союза журналистов России.

Автор
Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур», член Союза журналистов России.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе