Жизнь как чудо

«Падают, падают дни – матовые жемчужины – в чашу безвременья. Разлетаются – одуванчики. Начало сливается с концом. Остается одно – неизменно вечное, старое и новое во все времена». Так писал Андрей Белый своему приятелю Павлу Флоренскому, будущему философу и священнику, накануне Первой русской революции. Апокалиптические предчувствия, ожидания скорейшего конца, особенно сильно проявившиеся у поэта Белого, в то время разделяли все круги русской интеллигенции. Еще в 1895 году Владимир Соловьев написал: «И голос все тот же звучит в тишине без укора:/ Конец уже близок, нежданное сбудется скоро». Что бы ни имел в виду великий русский мыслитель, как бы ни представлял себе это «нежданное», оно едва ли сбылось так, как ему грезилось. Всем чаяниям «апокалитических зорь» положила конец Октябрьская революция и коммунистический террор. Для большей части русской интеллигенции это действительно означало «конец времен» - в этом смысле соловьевские слова оказались пророческими.


Давайте не будем поддаваться соблазну искать сейчас каких-то жестких аналогий между событиями столетней давности и нашим временем. Просто мне кажется правильным держать в голове хотя бы ближайшую сотню лет истории страны. Да что там сотню! Многие коллеги, пытаясь осмыслить взрывы в московском метро 29 марта, жалуются на дежа вю с гораздо меньшим историческим шагом. Они опасаются повторения сценария не вековой, а десятилетней давности, когда взрывы жилых домов 1999 года запустили бесконечную и выматывающую войну с терроризмом, конца и края которой до сих пор не видно. Я не берусь оценивать внутреннюю политику нашего правительства и не стану строить предположений на тему причин нынешнего теракта. Об этом много говорят компетентные люди. Напомню только, что уже через год после терактов на Манежной площади, в Печатниках и на Каширке, был взрыв на «Пушкинской», а потом – на «Белорусской». А еще через год – «Норд-Ост».

Еще раз повторю, что оценкой эффективности борьбы с терроризмом не должны заниматься люди, которые не владеют всей возможной полнотой информации. Иначе легко скатиться в необоснованные обвинения, лай, проклятия и ненависть. Но фиксировать реакцию людей, понимать их настроения, может не только специалист, но и любой здравомыслящий человек. И я даже не говорю о сиюминутном – о людях, которые боятся спускаться в метро, а если спускаются, то считают минуты до своей станции и стискивают зубы, если поезд вдруг почему-то остановится на перегоне. О людях, которые ездят в метро как ни в чем не бывало. Об автомобилистах, которые организовали в сети сообщество, где предлагают бесплатно подвести до дома или работу. О журналистах, которые перегрызлись за фотографии покореженных взрывом вагонов метро. И о журналистах, которые в это же время честно давали сводки событий – когда нам, людям оставшимся дома, это было жизненно важно.

Я говорю про общий интеллектуальный фон, про господствующие настроения среди москвичей и среди глобального российского сетевого сообщества. Все происходящее последние десять лет, эта вечная война с террористами, взрывы, обещания поймать и наказать виновных, новые теракты и новые обещания не могли не создать в обществе ощущения тотального хаоса даже не власти а жизни вообще. 

Заметьте, война (кстати с кем? чем? с сепаратистами? исламскими фундаменталистами? кто эти люди? чего они хотят? – я передаю мысли обычного гражданина) идет в обе стороны. Смертники взрывают вагоны метро, а федеральные войска уничтожают полевых командиров. Но солдаты ловят боевиков где-то там, далеко в горах, где большинство из нас никогда не были. И эффект от поимки очередного бородатого дядьки в камуфляже для жителей Москвы не очевиден. Даже наоборот – взрывы мирных жителей вроде как прямое следствие действий федералов – месть боевиков за убитого командира.

Большинство из нас просто не думает о постоянной угрозе смерти – да и как можно всегда об этом помнить? А те, кому по работе положено осмыслять действительность, в последнее время выработали защитный механизм: тотальная ирония и даже какое-то злорадство по отношению к самой реальности. Милиционеры стреляют в людей. Бульдозеры сносят чужие дома и исторические памятники. Библиотекари потрошат книжные фонды. Все это похоже на заголовки желтой прессы, которые никто никогда и не воспринимал всерьез. Все настолько плохо, что так просто не бывает, а значит лично меня не касается. Но в любом случае, так дальше продолжаться не может и скорей бы уже все схлопнулось к чертям.

Такой странный, но, наверное, самый адекватный способ реагировать на глобальный кризис системы, по-моему невозможен после 29 марта. Взрывы коснулись всех, даже тех, кто никогда не ездил в подземке. Радостно наблюдать, сидя за монитором, за тем как коротит все уровни власти, по-моему как-то неудобно, когда над головой проносятся осколки взрывных устройств.

Тут возможны два варианта: например, засучить рукава и с комсомольским задором самому попытаться навести в стране порядок. Провести милицейскую реформу, отдать деньги обманутым вкладчикам, разрешить гей-парады. Или, сохраняя остатки трезвомыслия и совести, отрешиться от политики, замкнуться, обратиться к вечным ценностям.

Конечно, я не призываю брать пример с импотентской реакции Первого (да и большинства остальных) канала на события этого понедельника. Первый, как уже все возмущенно отметили, во время взрывов безмятежно показывал передачу про народную медицину. Не таким должно быть бегство в частную жизнь в XXI веке. Конечно, интернет позволяет нам знать все о том, что сейчас вокруг происходит. Но осмыслить происходящее, примириться с абсурдом внешнего мира, вынести конструктивное резюме – без обид, способны единицы. Зато у нас, как когда-то у Андрея Белого, остается сфера культуры – сейчас, пожалуй, самое главное наше богатство.

Если все будет в порядке – а хочется, чтобы это было так – я буду продолжать писать о книгах, кино, странных и нужных культурных инициативах и энтузиастах. Не расходитесь, пожалуйста. Опубликована переписка Вячеслава Иванова с Лидией Зиновьевой-Аннибал, в Пензе открылась интеллектуальная книжная лавка, напечатана очередная повесть Сорокина, скоро нам покажут новую серию «Утомленных солнцем» Михалкова, а на Евровидение едет неплохой в общем-то певец Петр Налич. Жизнь продолжается. Значит это все кому-нибудь нужно.

Mихаил Шиянов

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе