ДЖАННА ТУТУНДЖАН /1931–2011/ живопись из Вологодской областной картинной галереи

Ярославский художественный музей представляет выставку Народного художника России, члена-корреспондента Академии художеств Джанны Тутунджан из собрания Вологодской областной картинной галереи.

Тутунджан вошла в отечественное изобразительное искусство произведениями  о жизни северной деревни, скорбной и радостной судьбе России ХХ века.


В молодости потомственная москвичка уехала вслед за мужем, художником Николаем Баскаковым, в Вологодский край озер, рек, лесов и суровых, но надежных и добрых людей. Там она нашла героев своих произведений и обрела собственный стиль, стала большим художником.  

Обращение к теме скромной деревенской жизни было характерной приметой российского искусства 1960-х годов. Джанна Тутунджан стала одним из ярких представителей искусства «сурового стиля» в провинции. Самыми близкими ее товарищами по проблематике творчества и стилю живописи были российские живописцы-классики Виктор Полков и Виктор Иванов. Тутунджан в своих работах умела энергично и ярко создать обобщенный образ России, однако ее героям присуще индивидуальное начало, в них ощущается пульс конкретного, живого человека, который подвиг автора на создание образа.

На выставке зрители увидят живописные работы Тутунджан. Среди них – самая известная российскому зрителю картина «Незабудки» – центральное произведение художника, заключившее в себе основные тематические направления и стилистические приемы и связавшее воедино разные периоды творчества мастера.  

Дополнят выставку графические листы, представленные в цифровом виде. Графикой Джанна Тутунджан занималась на протяжении всего творчества. С начала 1960-х годов началась ее постоянная, не прекращавшаяся до конца жизни работа над образами крестьян. Постепенно сформировался тип ее рисунка одной широкой линией, силуэтом выделявшей фигуру на листе. С 1971 года она работала над большой и многоаспектной графической серией «Разговоры по правде, по совести», появление которой объяснялось живейшим интересом автора к слову, звучащей речи, а также желанием еще ближе подойти к своим любимым героям, сохранить их мудрость для потомков. Не зная, как сделать мысли крестьян доступными другим, она стала записывать монологи изображаемых ею людей прямо на рисунках. В результате сочетание силуэта фигуры с графическим узором текста и по стилистике, и по содержанию оказалось необыкновенно органичным и удвоило образную силу произведений. 




Куратор выставки – Людмила Макарова, заведующий экспозиционно-выставочным отделом Ярославского художественного музея 


Поделиться
Комментировать