Российские и британские музыканты объединились в «Зарядье»

Московский камерный оркестр «Musica Viva» 2 октября в столичном зале «Зарядье» дал концерт «After Britten» в рамках Года музыки Великобритании и России, проводимого Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского совета.

За дирижёрским пультом — Александр Уолкер.


Концерт «After Britten». Фото предоставлено пресс-службой МКЗ «Зарядье». Фото -- Лилия Ольховая.

…Тем не менее открыл концерт именно сам Бенджамин Бриттен (1913–1976). Точнее, его сюита по английским народным песням «Было время...», состоящая из пяти объединённых общим художественным замыслом частей: «Торты и Эль», «Горькая сыворотка», «Ханкин Буби», «Охота на белку», «Лорд Мельбурн».

Обращение к этому имени не случайно. Один из крупнейших английских композиторов ХХ века, дирижёр и пианист, Бенджамин Бриттен был хорошо известен в СССР, куда не раз приезжал с гастролями, а его сочинения с большим успехом исполнялись и исполняются в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах. Он любил эту страну, русскую музыку и имел тесные творческие связи со многими российскими музыкантами, особенно с Мстиславом Ростроповичем. А знаком взаимной дружбы Бенджамина Бриттена и Дмитрия Шостаковича стало их перекрёстное музыкальное приношение друг другу: Бриттен посвятил Шостаковичу только что законченную оперу-притчу «Блудный сын» (1968), Шостакович Бриттену — Четырнадцатую симфонию (1969).

«Сегодня мы рады познакомить вас, — сказал, неожиданно сделав музыкальную «паузу», дирижёр Александр Уолкер, — с богатой музыкой современных английских талантливых композиторов, продуктивно работающих в разнообразных жанрах». И представил в общих чертах каждого из них. Например, творчество Томаса Адеса «отличается тонким звуком и обострённым восприятием», что подтвердили его «Три этюда из Куперена» (2006), филигранно, изящно исполненные оркестром «Musica Viva» (художественный руководитель и главный дирижёр, виолончелист — Александр Рудин). Робин Уолкер — «один из наиболее эмоциональных композиторов». Ярко прозвучавшая композиция «Держитесь за руки через годы» в этом полностью убедила.


Концерт «After Britten». Фото предоставлено пресс-службой МКЗ «Зарядье». Фото -- Лилия Ольховая.

Кстати, Робин Уолкер, а также Ханна Кендал («Kanashibari», 2013) и её старший коллега Дэвид Метьюз («Aubade»/«Утренняя серенада», 2000–2001) присутствовали среди слушателей.

Знание русского языка Александра Уолкера объясняется его перекрёстным образованием. Окончив Бристольский университет и Гилдхоллскую школу музыки и театра в Лондоне, он учился в аспирантуре Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова у легендарного педагога и основателя ленинградской дирижёрской школы и, к слову, почётного члена Королевской академии музыки в Лондоне Ильи Мусина.

Сочинение католического композитора Джеймса МакМиллана «Танцующее солнце» (2016) прозвучало в сопровождении Камерного хора Музыкального училища им. Гнесиных (художественный руководитель и дирижёр — Пётр Савинков). Партию соло исполнила Акбопе Адильхан (сопрано).

Как заметил в одном из интервью Александр Рудин, его оркестр ориентируется «на понимающую публику» — разбирающуюся в музыке, приходящую «на концерт не для того, чтобы просто отметиться, а чтобы получить художественные эмоции или, в крайнем случае, информацию, связанную с музыкальной культурой».


Концерт «After Britten». Фото предоставлено пресс-службой МКЗ «Зарядье». Фото -- Лилия Ольховая.

Аплодисменты в финале концерта — лучшее доказательство того, что оркестр «Musica Viva», с профессиональной точностью передавший индивидуальные особенности стиля британских композиторов, и дирижёр Александр Уолкер достигли единения с залом. Точкой их пересечения стала музыка. Та самая, живая…

Поделиться
Комментировать