Икона Богоматери Толгской из собрания Ярославского музея – заповедника. Реставрация и открытие

Реставрация иконописи дает возможность увидеть первоначальную живопись произведения, иногда - дату его создания и, в редких случаях, авторскую подпись. Изучение и публикация отреставрированной иконы вводит ее в научный оборот и, в целом, расширяет представление о русской иконописи своего времени.

В первые годы XXI века в Ярославском музее-заповеднике готовили новую выставку икон XVI – XVIII вв. Для будущей экспозиции реставратор музея И.Б. Бартенева в течение 2000 – 2001 гг. раскрыла икону «Богоматерь Толгская», датированную второй половиной XVII в.*

Икона.

Богоматерь Толгская. 1715 г.

Ярославский

музей-заповедник


До реставрации икона находилась в аварийном состоянии:


Икона Богоматери до реставрации

 


Первый этап реставрации иконы. Укреплен красочный слой, удалены поверхностные загрязнения и олифа. Проведено частичное раскрытие живописи

 


Полное раскрытие иконы, снятие записей XIX в.


живопись была местами утрачена, покрыта потемневшей олифой, загрязнена, имелись осыпи грунта. Просматривались только силуэт Богоматери и текст надписи, расположенной в нижней части иконы.


Реставрация шла поэтапно: сначала было проведено укрепление красочного слоя, затем удалены поверхностные загрязнения и олифа. Раскрытие левой и, фрагментарно, правой частей иконы дало первое представление об авторской живописи. На заключительном этапе были сняты записи XIX в.


На нижнем поле иконы стала хорошо читаться выполненная золотом надпись полууставом в три строки: «Списан сей святый образ с подлиннаго чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы нарицаемаго Толская, о явлении и празднование того целбоноснаго образа августа 8 день. Явися той /святый/ образ Трифону архиепископу ростовскому и ярославльскому в лето 6822 – го году писан лета 7224 – го, лета…1715 год». Под этой надписью ниже, справа, открылись ещё две строки, выполненные чёрной краской полууставом: «Писал града Ярославля Димитриевский диакон Иоанн Андреев Костромитин» Таким образом, были установлены дата создания Богородичного образа, имя иконописца и в коллекции икон музея-заповедника выявился датированный и подписной памятник XVIII в.


Надпись золотом на нижнем поле иконы.

 


Авторская подпись иконописца Ивана Андреева


Иван Андреев (уп. 1694 – 1745) по рождению был костромичом, с 1713 г. постоянно проживал в Ярославле. Служил дьяконом, затем, с 1721 г. - священником в церкви Дмитрия Солунского, а также писал иконы для многих храмов города. В 1707 г. ему было доверено поновление особо почитаемой ярославской иконы - образа Богоматери Толгской 1314 г. Позднее Иваном Андреевым были выполнены несколько списков с этой древней иконы. На сегодняшний день известны пять икон Богоматери Толгской, находящихся в музейных и одном частном собрании письма Ивана Андреева


Самым ранним из них является образ 1715 г. из Ярославского музея – заповедника. Он происходит из летней церкви Варвары Великомученицы, построенной в 1668 г. Церковь входила в ансамбль Варваринского прихода, располагавшегося на территории Земляного города. К нему же относилась зимняя церковь Екатерины Великомученицы 1715 г. Оба храма были разрушены в 1931 г. В описи Варваринской церкви, составленной в 1786 г. и названной «Книга записей вещей и ценностей церкви», обозначено место иконы: «Образ против леваго крылоса (современное название - клирос – место в церкви для певчих во время богослужения) пресвятыя богородицы толские во особливой кивоте на ней венец цата свет и поля серебряны позолочены при нем и возглавие и цата жемчужные». В 1922 г. образ Толгской Богоматери поступил в Ярославский исторический музей.


В 1721 г. Иван Андреев пишет икону Богоматери Толгской для ярославского Успенского собора. Она находилась на левом столпе у входа в собор. Существует предположение, что в настоящее время она находится в собрании Рыбинского музея – заповедника. Реставрирована Т.Л. Шабановой в 1996 г. в Ярославской специальной научно – реставрационной производственной мастерской.


Две иконы Богоматери Толгской находятся в Москве: в частной коллекции - образ 1734 г., в собрании Государственного Исторического музея икона 1744 г. Она являлась храмовым образом церкви Богоматери Толгской в московском Высоко - Петровском монастыре и была написана по заказу статс-дамы А.А.. Нарышкиной внучатой племянницы царицы Натальи Кирилловны. В ГИМ икона поступила в 1920-х гг. Реставрирована в мастерской этого же музея И.А. Гоголевой в 1980 г.


В 2005 г. ярославский реставратор И.В.Черняева раскрыла икону Богоматери Толгской, находящуюся в Свято – Введенском Толгском женском монастыре и также в правом нижнем углу обнаружила авторскую подпись: «Писал Димитровский Диакон Иоан Андреев Костромитин». Помня, что дьяконом Иван Андреев служил с 1713 по 1721 г., можно с уверенностью считать, что икона была написана в эти годы.


Обратимся к началу надписи, выполненной золотом на иконе из собрания Ярославского музея - заповедника: «Списан сей святый образ с подлиннаго чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы нарицаемаго Толская…». Эта древняя икона сохранилась и в настоящее время находится в ярославском Толгском монастыре.

Икона Богоматери (Толгская Вторая). Конец XIII - начало XIV в. (до 1314 г.) Ярославский художественный музей. В настоящее время находится в Свято – Веденском Толгском монастыре


Согласно Сказанию о явлении иконы Богоматери ростовскому епископу Прохору (в схиме – Трифону), это произошло 8/21 августа 1314 г. неподалёку от места впадения в Волгу небольшой речки Толги. Явленная чудесным образом, икона стала именоваться Толгской. В честь этого события была возведена обыденная церковь и вскоре основан мужской монастырь. С середины XVII в. икона Богоматери Толгской приобрела значение общерусской святыни.


Иконы Богоматери Толгской относятся к типу Богородичных икон, получивших название «Умиление». Младенец Христос припадает щекой к щеке Богоматери, одной рукой обняв Ее за шею. Богоматерь слегка поддерживает Его руками. Характерна поза Христа, написанного в рост, в повороте и стоящего на коленях Богородицы.


В Государственной Третьяковской галерее экспонируется наиболее ранняя из сохранившихся икон Богоматери Умиление на престоле - «Толгская Первая».


Икона. Богоматерь Умиление на престоле (Толгская Первая). Конец XIII в. Государственная Третьяковская галерея

 


Икона. Богоматерь (Толгская Третья). Первая половина – середине XIV в. Государственный Русский музей


Она датирована концом XIII в., и, возможно, является списком с еще более древнего образа. «Толгской Второй» называют икону конца XIII - начала XIV в. (до 1314 г) из Ярославского художественного музея. «Толгская Третья» из собрания Государственного Русского музея была создана в первой половине – середине XIV в.


Богородичные образы, созданные Иваном Андреевым прослеживается в характерных деталях: на руках Богоматери и младенца Христа прописывается глубокая складка и припухлость между большим и указательным пальцами. В Богородичных ликах его письма , как и на иконе Богоматери Толгской 1314 г., изображается прямой удлинённый нос и встречающаяся только у ярославского иконописца складка на переносице в виде сходящаяся «ласточкиного хвоста». Также схожи драпировки складок мафория Богоматери, хитона и гиматия Христа.


Изображение рук Богоматери с характерными глубокими складками между большим и указательным пальцами

 


Лик Богоматери Толгской 1314 г.

 


Лик Богоматери Толгской 1715 г.


Икона Богоматери Толгской, созданная Иваном Андреевым 1715 г., в настоящее время экспонируется на выставке «Иконы Ярославля XVI - XVIII веков»


* На иконе находился серебряный оклад первой половины XVIII в., изготовленный ярославскими мастерами, украшенный чеканкой и гравировкой. Оклад был демонтирован и передан для реставрации сотруднику Государственного Эрмитажа С. А. Смирнову. В 2003 г. работа была завершена. В настоящее время икона экспонируется без оклада, так как он закрывает авторскую подпись.

Основная литература


Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Том I. Древнерусское искусство X - XV века. М., 1995


Костромская икона XIII – XIX веков: Свод русской иконописи / Авт.- сост. Н.И. Комашко и С.С. Каткова; Колл. авт. каталож ст,; Предисл. Г.И. Вздорнова. – М., 2004


Смирнова Э.С. Иконы Северо – Восточной Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. М., 2004


Хохлова И.Л. Иконы Рыбинского музея. М, 2005


Словарь русских иконописцев XI – XVII веков / Редактор-составитель И.А.Кочетков. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М., 2009  

Ярославский музей-заповедник

 

Поделиться
Комментировать