Классическое трио в живописи

Возможность воочию увидеть произведения классиков русского изобразительного искусства есть у всех, кто посетит выставку «Русский пейзаж».
 Она открылась в Рыбинском музее-заповеднике. Тему, неразрывно связанную с мироощущением русского человека, раскрывают певцы родной природы – Алексей Саврасов, Исаак Левитан и Станислав Жуковский. Порядка сорока работ кисти великих мастеров представлены из собраний музеев Вологды, Иванова, Костромы, Рыбинска, Ярославля.

DSC_0904О каждом из художников можно говорить много и пафосно, с применением громких эпитетов. Но открывшаяся выставка призывает к созерцанию и раздумьям в тишине, наедине с самим собой. На такой лад настраивают лиричные пейзажи русских классиков.

Серию картин Алексея Саврасова начинают две его академические работы, в том числе картина «Дубки», где интерес представляет не столько сам сюжет, а техника его исполнения – еще по-ученически выверенная, с оглядкой на известные образцы итальянских живописцев. Природа здесь, словно актриса, играющая в костюмированной постановке, нарядная, искусно украшенная и… немного ненатуральная – ни сломанной веточки, ни погнутого деревца. Совсем другое дело работы более позднего периода, где уже читается неповторимый авторский стиль Саврасова, положившего начало реалистическому направлению в русском пейзаже. Среди таких работ в первую очередь бросается в глаза один из вариантов знаменитых «Грачи прилетели». Парадокс этого полотна в том, что художник писал его, будучи уже очень больным человеком, пережившим множество невзгод, однако картина выполнена в более светлых, пастельных тонах, нежели ее знаменитый «двойник».

Творчество Исаака Левитана представлено в основном эскизами, но это ничуть не умаляет достоинств этой части экспозиции. Для внимательного зрителя недописанные полотна, где можно видеть наброски лесных тропинок, речных заводей с рыбацкими лодочками, дают простор для фантазии. Теплые, приглушенные краски, рисующие «прелесть застенчивой русской природы» — фирменный стиль автора, но есть здесь и полотна, отличные от остальных. К примеру, картина «На даче в сумерки», где темноту жаркой летней ночи рассеивает мягкий свет лампы на веранде загородного домика. Словно чеховские мотивы в живописи. Недаром два великих человека – художник и писатель — были дружны, и оба умели передать в своем творчестве тихую радость и светлую печаль.

Непосредственным преемником Левитана был Станислав Жуковский. Откровенно говоря, его полотна приковывают внимание в первую очередь. «Это художник солнца, ветра, звонкой осени и лирически-нежной весны. Для его творчества характерно разнообразие настроений. Он фиксирует не какое-то одно мгновение, а стремится передать самую суть процессов, происходящих в природе», — отметила куратор выставки Елена Лебедева. Во всех его картинах настроение играет чуть ли не первую скрипку – художник оперирует приглушенными, даже мрачноватыми тонами, но всегда оставляет место светлым, радужным перспективам, усиленным крупными мазками и сочными цветами. Особенно приятно, что особняком здесь стоит картина «Подснежники» — одна из жемчужин Рыбинского музея-заповедника.

Как говорят, о вкусах не спорят. Посетите выставку и составьте свое мнение о том, кто из мастеров русского пейзажа ближе вам по силе эмоционального воздействия.   
 АЛЕКСАНДРА БЕЛОВА
Поделиться
Комментировать