«Мышеловка» Гамлета в трагедии А. С.Пушкина «Моцарт и Сальери».Записки слушателя

Записки слушателя. Тетрадь четвертая.
11 марта в выставочном зале прошла завершающая лекция профессора театрального института М. Г. Ваняшовой из цикла «Перекресток искусств».  Позади три месяца подготовительной работы, четыре погружения в философские и человеческие глубины поэзии, живописи, музыки, театра, доверительные  беседы и море эмоций, которые не пережить и за три года. 
Маргарита Георгиевна – Просветитель. Она удивительно щедра и открыта  для читателей. По-некрасовски «Сеет разумное, доброе, вечное». На прощание Маргарита Георгиевна отдала организаторам цикла наброски лекции ««МЫШЕЛОВКА» ГАМЛЕТА В ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА  «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ».  В четвертой тетради мы не стали делать свои записи, а представляем  фрагменты текста профессора, которые непременно понадобятся студенту-филологу или учителю литературы. Также мы предлагаем вам посмотреть отрывки известных спектаклей «Моцарт и Сальери»: классическую постановку Леонида Вивьена с Иннокентием Смоктуновским (Моцарт) и Николаем Симоновым (Сальери) и работу всемирно известного режиссера Эймунтаса Някрошюса с выдающимися литовскими актерами Владасом Багдонасом (Сальери) и Альгирдасом Латенасом (Моцарт) .
Из лекции доктора филологических наук, профессора ярославского театрального института (ЯГТИ) М. Г. Ваняшовой.
«А. С. Пушкин учился у Шекспира, многое заимствовал у него, опираясь на разработанные им самим как реформатором сцены и театра принципы «шекспиризма», особенность которых не столько в свободных поворотах сюжета, сколько в глубине характеров. И термин «характер» в значении объема проявления свойств человека, его особенностей, природы его поступков – в применении к театру и драме -  принадлежит Пушкину.  В «Гамлете»  есть знаменитая сцена «Мышеловки», в которой Принц договаривается с труппой бродячих актеров  представить спектакль «Убийство Гонзаго» с эпизодом отравления, точь-в-точь повторяющим преступление Клавдия. 
Гамлетовская «Мышеловка» у Пушкина не проста. Это  ловушка – не только  для Сальери или для Моцарта, но главным образом, для самого читателя!  
<    > Музыка Антонио Сальери.  Но часто ли наши читатели и зрители слушают Сальери, пытаются понять Сальери? Ведь и трагедия Пушкина станет объемнее, если зазвучит музыка Сальери из оперы «Тарар» по Бомарше, которую любил Моцарт и напевал «один мотив». Какой? Это знаменитая ария Капильджи из «Тарара». «Там есть один мотив…» - вот что явилось последней каплей для Cальери. Из Всего Сальери Моцарт оставил в своей памяти лишь Один мотив?!!!! 
<   >нарастают подозрения  Моцарта, написавшего «Реквием»  в память о самом себе.  Именно «Реквием» он несет показать Сальери, но не находит сил признаться в своих предчувствиях. Умный Сальери все понимает.  Понимает и то, что остановило Моцарта в игре слепого скрипача у трактира. Ария Керубино, в которой уже есть движение к мотивам смерти… Второе произведение, которое играет слепой скрипач – образ самой Судьбы! - ария из «Дон Жуана» с «шагами Командора»,  «Безделица» развивается  от «веселья» к «внезапному  мраку», внутри которой живет сценарий «Дон Жуана» с гибельным финалом…
До сего времени многие из тех, кто читает «Моцарта и Сальери» продолжает быть уверенным, что основной конфликт трагедии – зависть таланта к гению. Через стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет» вы подойдете к глубинным смыслам понимания конфликта – в космическом, божественном всечеловеческом масштабе. 
Кто выходит на подмостки в стихотворении  «Гамлет»? «Гул затих. Я вышел на подмостки…» - Ответы различны. Гамлет – герой трагедии. Актер, играющий роль Гамлета в спектакле. Поэт, написавший стихотворение, Автор. Но еще – и Сын Божий, Сын человеческий, Иисус Христос. Это его устами сказано: «Если только можешь. Авва Отче, чашу эту мимо пронеси… Я люблю Твой замысел упрямый… » С Кем беседует Герой? С мирозданием, Творцом. Господом Богом.
Героев пушкинской трагедии необходимо понимать только в соотнесении с Образом Создателя, Отца, -  и Сына - Иисуса Христа. В самой канве трагедии уже скрыта притчевая основа евангельской легенды о предательстве. 
Враг Сальери – не Моцарт, и не сам Сальери. Создатель, неправильно построивший мироздание. «Все  говорят: нет правды на земле, правды нет  - и выше». И Сальери решает исправить ошибку Господа, становясь на его место.  Моцарт несет в себе Божественный дар с той небесной глубиной и чистотой, для которой создан самим Провидением. В определенной мере его жизнь и судьба соотнесены со страстями Христовыми.
Однако Моцарт и Сальери – это и две стороны  характера художника. Это понимал Пушкин.  И Осип Мандельштам однажды подтвердил его слова в беседе с Ахматовой, сказав: «В каждом поэте есть и Моцарт, и Сальери». 
<  >… смысл реплики: «Постой! Постой! Постой! Ты выпил… Без меня? » Сальери в пьесе предлагает Моцарту «чашу дружбы», которую в прежние времена называли круговой – и передавали из рук в руки. А это означает, что Сальери замыслил двойной уход из жизни, он не должен был оставаться один и нести груз своего преступления. Это открытие пушкинистики последних десятилетий».
Лекция закончилась  аплодисментами, словами благодарности и цветами. Даже спустя несколько дней читатели библиотеки продолжают обсуждать цикл литературных встреч, подготовленных Маргаритой Георгиевной, более того, ждут продолжения.
Поделиться
Комментировать