Роман Либеров: «Прокатная судьба фильма зависит не от прокатчиков, а от зрителей»

15 октября в Ярославле состоялась премьера фильма Романа Либерова «Ильфипетров». На счету режиссера и сценариста уже пять фильмов. Они посвящены Юрию Олеше, Иосифу Бродскому, Георгию Владимову и Сергею Довлатову. Фильм о Довлатове в прошлом году автор представлял в Ярославле. В этот раз Роман Либеров снова сам приехал в кинотеатр «Родина», чтобы пообщаться с первыми ярославскими зрителями картины об авторах «Двенадцати стульев» Илье Ильфе и Евгении Петрове.

Фильм о великом писательском дуэте появился во многом благодаря помощи и поддержке дочери Ильи Ильфа Александры Ильиничны. Картина основана на письмах и уникальных материалах из семейного архива. Вся мультипликация создана на основе живописи Александра Лабаса – художника, который, по мнению режиссера, невероятным образом поймал время и передал атмосферу эпохи, в которую жили писатели.


Все фильмы Либерова в прокате обозначают как документально-анимационные. Однако сам режиссер от термина «документальный» отказывается, предпочитая называть свои произведения «картины смешанной техники» или вовсе не использовать определений.


– Документальное кино – это некий штамп, – считает режиссер. – Кино есть кино, и попытка разделить его на жанры происходит от того, что так удобнее. Людям нужны маячки, так проще воспринимать мир. Но к реальности эти определения не имеют никакого отношения.


– Вы уже не впервые представляете в Ярославле свой фильм. Чего ждете от ярославских зрителей?


– Зритель мне ничего не должен, поэтому я ничего от него не жду. Все, на что я могу надеяться, – на некоторое внимание к нашему фильму. Для нас важна сама возможность рассказать эту историю. Ведь у каждого человека масса своих проблем и забот, и уделить время походу в кино на сегодняшний день – большой поступок. И для того, чтобы фильм показали в кинотеатрах, нужно приложить немало усилий.


– Почему подобные фильмы не пользуются большим спросом в прокате?


– Очень часто слышится нытье о том, что в кинотеатрах идут только голливудские фильмы. На такие слова хочется ответить: а что ты сделал, чтобы было иначе? Ведь прокатная судьба фильма зависит не от кинотеатра, не от прокатчика, не от режиссера или актеров. Она зависит от того, идет ли зритель на этот фильм, спрашивает ли о нем в кассах. На «Сталинград» люди идут, есть к нему интерес, значит, его и подобные фильмы будут показывать.


Вот представьте: человек отработал смену, устал, дома у него жена и ребенок, а ему еще нужно накопить деньги на отпуск… Пойти в кино для него зачастую непозволительная роскошь, ведь это требует времени и денег. И когда человек выбирает между фильмами, он обычно идет на то, что позволит ему развлечься. Люди отвыкли думать над фильмом. В результате вопрос художника «Что ты хочешь сказать?» давно сменился вопросом «Что от тебя хотят услышать?». Художник оказывается в западне.


– Что же заставляет вас продолжать снимать, несмотря на то что вашим фильмам так сложно найти своего зрителя?


– В моем случае не идет речи о ком-то, кому моя работа понравится и будет интересна. Для меня источником энергии являются вещи, которые я очень люблю. Сейчас мы работаем над фильмом о Мандельштаме. Вы представляете, какой ограниченный прокат может быть у этой работы, насколько она никому не будет нужна? Но для меня достаточно уже сочетания букв «Мандельштам», чтобы начать работать. Мне не нужно дополнительных источников.


Фильмы Романа Либерова – своеобразная благодарность талантливым людям, повлиявшим на автора.


– Это люди, без которых я никто. Человек рождается пустым и вдруг сталкивается с чем-то, что наполняет его, делает именно таким, а не каким-то другим. В определенный момент ты сталкиваешься с вопросом, как ты будешь использовать, перерабатывать свою жизнь. Для меня ответ – мои фильмы. Это и есть преемственность искусства. Кто-то, живущий дальше, благодарит тех, кто жил до него, а в лучшем случае передает что-то тем, кто будет жить после.


– То есть ваши фильмы – своеобразный мост между прошлым и будущим?


– Я бы не стал так нескромно формулировать. Это самое большее, на что можно надеяться. Мы снимаем фильмы не ради кого-то, у нас нет никакой высокой цели, проповедничество и миссионерство – неинтересные занятия. Наша работа лишена всякого пафоса, это просто счастливый и радостный процесс.


– А что в этом процессе самое сложное?


– Я бы предпочел не заниматься организационными, продюсерскими делами. Мне это не очень нравится, но это неизбежная часть процесса. Все остальное доставляет радость. Нужно понимать, что между тем, как ты что-то задумал, и тем, как ты это осуществил, есть какое-то расстояние, которое так или иначе нужно пройти. Не всегда все гладко, встречаются заторы, развилки, трудности. Но ты не можешь остановиться, если хочешь сделать то, что задумал. Ты должен продолжать, несмотря ни на что.


Ярославский регион

Поделиться
Комментировать