Рыбинская рукодельница: «У нас есть свой фэн-шуй!»

В русской народной культуре кукла занимала особое место.
 С раннего детства она являлась центром шумных игр, безмолвным свидетелем семейного быта и праздников. А взрослые люди приписывали кукле защитную роль и дарили как сувенир.

Владелице ателье «Женская логика» Нине Носковой изготовление народной куклы близко и по роду профессии, и по личным увлечениям. По образованию она художник­-модельер. Связав свою жизнь с пошивом одежды, уже более 30 лет работает в этом направлении, получая невероятное удовольствие от своего занятия. Особенно привлекает мастерицу изучение старинного русского костюма. Рукодельница коллекционирует, реставрирует народные платья, постоянно узнавая что­-то новое о культуре наших предков.

– Изготовлением кукол я занимаюсь около трех лет, это стало частью моей основной профессии.IMG_20150929_162707 Подобное творчество тесно связано с русскими традициями, а этнографические куклы являются одним из способов их сохранения, – рассказывает моя собеседница.

Особенностью этнических кукол, изготовлению которых Нина Васильевна уделяет особое внимание, является полное повторение костюмов различных народностей. Подобные куклы заставляют задуматься о старинной моде, традиционном облачении и вообще об одежде. На Руси существовало многообразие женских нарядов, по внешнему виду красавицы можно было определить, из какой области женщина, догадаться о ее семейном и материальном положении.

Кукольный народец, сопровождающий выросших девочек всю жизнь, служил на Руси не только для эстетического удовольствия, а нес в себе глубокий смысл поверий и традиций. Еще одна разновидность кукол с богатым смыслом – обрядовые куклы. Делались они всегда к какому­-то случаю или празднику. А для самых маленьких существовали игровые куклы, предназначенные для развлечения, развития воображения и моторики.

Кукла как оберег

– Недавно у нас произошло большое событие, – делится с нами Нина Васильевна, – моя подруга выдавала дочку замуж. Торжество праздновали в русском стиле с соблюдением всех народных традиций. В стародавние времена на свадьбу дарилось очень много кукол: например «Неразлучники». Оберег представлял собой парочку, одна рука у которой была общая. Эта особенность куклы символизировала, что теперь через все беды и радости муж и жена проходят вместе.

Еще одна свадебная кукла – «Мировое дерево». Делалась она на березовой веточке­-рогатине и украшалась куколками, изображавшими жениха и невесту. Далее она вставлялась в свадебный каравай. Таким образом рождение молодой семьи представлялось как рождение нового древа.

– Эти и другие традиции с проведением народных обрядов мы постарались вплести в современную свадебную обстановку, – с удовольствием вспоминает рассказчица. – Все гости были довольны подобным праздником в русских традициях.

Возрождение традиций

Этнографические куклы являются продолжением народного творчества. В силу исторических событий в советское время они были вычеркнуты из жизни. В 20 веке этот широкий пласт культуры находился в забвении. Куклы ушли из обихода и понимания людей, а традиция мастерить их забылась. По словам мастерицы, интерес к этнографической и обрядовой кукле возрос в начале текущего века.

– Идет возврат к корням, и это касается не только рукоделия, но и сохранения обычаев и традиций. Наша культура – это кладезь неисчерпаемой мудрости. Это наша история, ее нельзя вычеркнуть. Меня радует, что молодежь также проявляет заинтересованность к тому, что важно для русского народа, – говорит собеседница. – Вспоминая историю, возьмем крестьянскую семью: девочка пяти лет уже была мастерицей. У нее было очень много кукол, которые она дарила маме, подругам, играла в них сама. Девочки постарше делали показательные куклы – «На выхвалку». Вкладывали в них все свое мастерство. Далее юная особа брала готовую работу и прохаживалась по всей деревне, неся перед собой, чтобы все видели. Так будущая свекровь выбирала себе невестку.

Большим преимуществом на Руси считалось умение девушки рукодельничать. По тому, как девочка овладела женским мастерством, было видно, какой она будет женой, готова ли вести хозяйство.

На все случаи жизни

С раннего возраста девочек готовили быть женщиной. Особое место в ряду женских кукольных образов занимала смысловая обрядовая кукла «Старуха­-молодуха».

– Вот она – молодуха с косой в наряде, а вот старуха, – говорит Нина Васильевна, ловко выворачивая подол куклы. Вместо девичьей фигуры в руках у мастера предстает образ пожилой женщины. Женский век очень короткий, и на таком примере девочек обучали мудрости.

Куклы­-обереги делались из подручных и натуральных материалов – дерева, ткани, ниток, соломы, мочала. Лица им обычно не рисовали – опасались, что в куклу вселятся злые силы. Но были и такие, у которых вместо глаз ставился крестик – символ плодородия. Изображали черты лица и игровым куклам. О том, как правильно нарисовать лицо мологской кукле, даже есть специальная литература.

Каждая куколка делалась с определенной целью и имела свою историю. Так, например, «Куклу­подорожницу» давали в дорогу, чтобы все было в порядке в пути, а «Кукла­-пеленашка» делалась в период беременности и подкладывалась мужу в карман для того, чтобы он разделил с женой все тяготы этого трудного периода. Для самых маленьких деток делалась кукла «Зайчик на пальчик», а «Кукла­-кувадка» помогала избавиться от бессонницы.

Куколки ставились в красный угол и служили украшением дома. Они считались оберегом и даже «палочкой­-выручалочкой». К примеру, «Кукла­-крупеница» хранила запас зерна и являлась символом достатка семьи. Таким «тайником» пользовались в голодные годы.

Скрытая грамота

Любое изделие делалось только с добрыми мыслями, песнями. Считается, что куколка обладает волшебными свойствами, и благодаря ее появлению жизнь начинала налаживаться.

– А зачем нам фэн­-шуй и что­-то заграничное? – восклицает Нина Васильевна, – в нашей культуре все есть. Соблюдая несложную технику скрутки и используя правильные материалы, во все сферы жизни можно было привлечь удачу.q7yheowU6uM

На Руси существовали особые правила в подборе одежды – вышитые узоры на платье, рубашке, кушаке имели свой смысл. Цвет нити, орнамент тоже олицетворяли свою историю, особую важность.

– Судьбу можно было поменять, – с воодушевлением рассказывает Нина Васильевна. – Вышить себе рубашку по всем правилам, и жизнь пойдет по­-другому.

Одеяния людей того времени полностью повторялись в костюмах кукол. Богата историей кукла, которая тесно связана с традициями Ярославского края, – мологская. Раньше в одноименном городе у жителей Москвы и Петербурга были дачи. Богатые дамы прогуливались по городу с прическами, макияжем и надевали на себя красивые платья. А крестьянки видели этих барышень и воплощали их наряды в куклах.

Фанаты своего дела

В Ярославле раз в два года Министерством культуры РФ проводится Всероссийский фестиваль «Русский костюм на рубеже эпох». Престижный конкурс мастеров высокого уровня собирает участников со всех уголков страны.

– В 2014 году мы приняли участие в номинации «Кукла в русском костюме», – с гордостью рассказывает Нина Васильевна, показывая диплом участника. – Куклам присуждаются призовые места, и получить награду очень сложно. В наших планах проявить себя и в следующем году, но необходима большая подготовка, ведь соревнования невероятно серьезные.

Всю жизнь работая в профессии, Нина Носкова продолжает изучать народное творчество и историю русского костюма, черпая новую информацию из литературы, устного общения и поездок в другие области. Изучать свою этнографию, любить и беречь свою страну учит она и своих последователей. Ведь традиции народа сохранились и прошли через века не случайно, а чтобы помогать современникам.

Екатерина Рябова
Поделиться
Комментировать