Школьный музей назвали «Память»

Недавно своё одиннадцатилетие отметил историко-краеведче­ский музей школы № 21. Он был создан по инициативе преподавателя иностранного языка, члена совета Ярославского историко-родословного общества (ЯрИРО) Людмилы Петровны Смирновой, которая все эти годы является руководителем и душой музея.

ИСТОРИЯ СОВСЕМ РЯДОМ

Музей носит имя родного брата Ф. М. Достоевского, талантливого архитектора Андрея Михайловича Достоевского, более тридцати лет проживавшего в Ярославле. Называется музей «Память». Это короткое, но ёмкое слово как нельзя лучше соответствует его содержанию и объединяет две экспозиции: историко-краеведческую и военно-патриотиче­скую.

Первая экспозиция существует давно. Юные экскурсоводы увлечённо рассказывают об истории школы, насчитывающей уже более ста лет, о родо­словной ярославской ветви рода Достоевских, о генеалогическом древе рода Фелициных.

В 1901 году были построены Ильинская церковь и при ней церковноприходская школа на «Ветке» (железнодорожная ветка от Московского вокзала вдоль Волги). Первым и единственным священником Ильинской церкви был Николай Дмитриевич Фелицин (в 1932 году он был арестован, а церковь приспособили под общежитие судостроительного завода). Он же стал первым учителем и библиотекарем (при школе была организована библиотека).

ДОКУМЕНТЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ

За одиннадцать лет существования музея накоплен большой опыт поисковой и научно-исследовательской работы, активисты музея занимают призовые места в конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «Отечество».

Результатом научно-поисковой работы стала новая экспозиция «Документы военных лет», её девиз – «Чтобы помнили». Первыми посетителями экспозиции стали ветераны войны и труда Фрунзенского района. В организации этого раздела школьного музея Людмиле Петровне оказал большую помощь председатель ЯрИРО Юрий Иванович Аруцев, и очередное заседание этого общества состоялось в школьном музее.

В центре экспозиции две стелы, на которых размещены фотографии участников войны и ветеранов труда Фрунзенского района. Каждое лицо неповторимо, но объединяет их небольшое, но яркое пламя Вечного огня. У подножия стелы – невысокий подиум, на нём экспонаты. Чтобы ближе познакомиться с ними, надо наклониться, поклониться тем, чьи лица на фотографиях.

Каска, фуражка, пуля, граната, газеты тех лет, медали, значки, несколько книг, среди них – сборник воспоминаний «Они сражались за Родину. Они самоотверженно трудились в тылу». В книге опубликованы поимённые списки участников войны и тружеников тыла Фрунзенского района.

5 мая состоялась презентация третьей книги проекта «Чтобы помнили», в ней представлены воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны и участников горячих точек. Материал для этих книг собирали всем миром, как сказала Людмила Петровна. Она же была их автором и составителем.

УРОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Это был необычный урок в музее, и вели его Л. П. Смирнова, десятиклассница Люба Кудряшова и восьмиклассница Настя Махова.

...Людмила Петровна осторожно берёт в руки пожелтевшие от времени треугольнички – письма с передовой. Около семидесяти лет бережно хранила их семья Леоновых. Это две весточки, которые успел послать дед и прадед нынешних учеников школы Константин Павлович Леонов. В семье ждали очередного солдатского письма, но вместо него пришла похоронка.

А в тылу шла своя «фронтовая» жизнь. По воспоминаниям Манефы Ивановны Хомутовой, Ольги Ивановны Спиридоновой, Маргариты Владимировны Бесчастновой и других ветеранов удалось воссоздать картину того, чем жили дети в годы войны.

...В один из октябрьских дней 1941 года семиклассники увидели на своих партах листочки: уроки отменяются, все отправляются на завод «Красный маяк». Как пригодились тонкие детские пальчики при сборке взрывателей! Тот район часто бомбили: рядом мост через Волгу, а после отбоя воздушной тревоги дети бежали домой, едва ли не через весь город, сказать родным, что живы, а потом возвращались на завод.

Ходили и в школу – выступать перед ранеными бойцами. Продолжали учиться, порой уроки проходили на чердаке – не было свободных помещений. Не опаздывали, старались. Оставалось время и на досуг. Вот тетрадочка – на серой обёрточной бумаге список просмотренных кинофильмов. Самодельная поздравительная открытка с трогательным нарисованным цветочком, листочки со словами песен...

Хлебные карточки – маленькие квадратики серой бумаги, обрывочек талона – разрешение райисполкома на получение карточек. Думали ли десятилетиями хранившие их, что когда-то клочки серой бумаги станут музейными экспонатами? Наверное, нет. Просто людям, пережившим войну, они были дороги как немые свидетели того, что пришлось испытать.

Школьный журнал, сшитый учителями из оставшихся незаполненных листочков старых журналов. На последней странице сведения о родителях: «отец на фронте», «отец умер», «отец погиб»...

Каждый, кто побывал на таком уроке в музее, уносит с собой бесценную частицу памяти, чтобы рассказать другим, что видел, что поразило, что не забудется никогда...

Северный край

Поделиться
Комментировать