«Стыд» и Рыбинск

Закон отрицания в кино беспощаден, но только не для Ингмара Бергмана. Ему и его «Стыду» посвящается очередная встреча рыбинского киноклуба «Современник». Встреча состоится в понедельник, 7 октября, в 17-45 в Общественно-культурном центре Рыбинска.
 Эрнст Ингмар Бергман (14 июля 1918 — 30 июля 2007) — шведский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель. Профессионально работать в кино начал в 1941 году, редактируя сценарии. Однако вскоре он написал собственный сценарий под названием Травля, который был экранизирован в 1944 году. Далее почти для всех своих картин сценарии писал сам. С 1946 начал снимать собственные фильмы. Мировое признание принесли его режиссёрские работы 1950—1960-х годов — «Земляничная поляна», «Седьмая печать», «Улыбки летней ночи», «Причастие», «Молчание», «Персона». Начиная с фильма «Девичий источник», бессменным оператором Бергмана становится Свен Нюквист. До него многие картины Ингмара Бергмана были сняты оператором Гуннаром Фишером. В 1970—1980-е годы на экраны вышли «Шёпоты и крики», состоящий из нескольких серий фильм «Сцены из супружеской жизни», «Осенняя соната», «Из жизни марионеток», грандиозные «Фанни и Александр» и другие. Кроме того, Ингмар Бергман, начинавший свой творческий путь как театральный режиссёр, впоследствии не расставался с театром и ставил пьесы Уильяма Шекспира, Ибсена, Антона Чехова, Стриндберга. - Мне давно хотелось изобразить «маленькую» войну. Войну на окраине, где царит полнейшая растерянность и никто, в сущности, ничего не знает, — Ингмар Бергман. Фильм «Стыд» (1968 год) о войне. Главные герои фильма — супружеская пара музыкантов. Муж Ян Розенберг — композитор и руководитель симфонического оркестра, а его жена Ева — скрипачка. У Яна болезнь сердца, и врач рекомендовал супругам поселиться на острове в Балтийском море. Начинается война, которая затрагивает супругов, и их спокойной жизни настаёт конец. - Первоначальным фоном фильма «Стыд» был страх. Я собирался показать, как бы я вел себя в период нацизма, если бы Швеция была оккупирована… я пришел к выводу, что я и физически и психически труслив, за исключением тех моментов, когда впадаю в ярость. Но в ярость я впадаю на момент, а труслив постоянно. Во мне силен инстинкт самосохранения, но моя ярость может сделать меня храбрецом. Это физиологическое явление. Но как бы я смог вынести долгую, изматывающую, холодную угрозу?.. Что от фашиста сидит в нас самих? В какой ситуации мы можем из добропорядочных социал-демократов превратиться в активных фашистов. Я все больше убеждаюсь в том, что, когда на человека оказывают сильное давление, он впадает в панику и исходит лишь из соображений собственной выгоды. Этой теме и посвящен фильм. - Бергман о Бергмане. М.: Радуга, 1985. С. 247 — 250 Тема войны — далеко не самая главная тема в творчестве режиссера, но в некоторых фильмах присутствует где-то на заднем плане — в образе въезжающих в город танков или стоящих на железнодорожной станции беженцев. Однажды шведский классик решил полностью раскрыть эту тему, задумавшись над вопросом: как повели бы себя простые люди, например, семейная пара, оказавшись в эпицентре некой войны «меж двух огней»? В результате, у Ингмара Бергмана получилась сильная драма с апокалиптическими мотивами, не оставляющая никаких надежд на хороший исход.
источник
Поделиться
Комментировать