Здесь некогда была Россия

О том, что культура в России переживает тяжелые времена, не говорит нынче только ленивый. Но подвижки от слов к делу не наблюдается. Более того, происходит дискредитация культуры, превращение ее в некое подобие свадебного генерала. То есть отдельные объекты культуры, а именно те, которые расположены на туристических тропах иностранных гостей, красят, помадят, завивают, превращая в этаких расписных матрешек, долженствующих олицетворять собой сущность России. Неискушенные иностранцы и в самом деле покупаются на эту дешевку. А нам как будто и не надо боле. Лишь бы чужой дядя похвалил. Но стоит только свернуть с этой самой туристической тропы, и охватывает не просто уныние, а страх безысходности.


НЕДАВНО группа ярославской интеллигенции отправилась в село Рыбницы Некрасовского района на празднование 210-летия со дня рождения Пушкина. По дороге посчитали нелишним заглянуть и к другому классику, имеющему непосредственное отношение к Ярославской земле - Некрасову. Первым объектом посещения стало село Аббакумцево, где находится могила матери поэта. Я не приезжала сюда около 30 лет, а потому была просто потрясена увиденным. Похоже, у местных властей хватает денег лишь на то, чтобы обкашивать траву возле церкви, где находится могила и усыпальница семьи Некрасовых. Признаться, я бы ни за что не признала в сараюшке с заколоченными окнами, к одной из стен которой был приставлен какой-то строительный мусор, усыпальницу. Об этом мне сказали специалисты-некрасоведы. Купол церкви Петра и Павла окаймляют строительные леса. Судя по их состоянию установлены они были давным-давно и дальше их установки дело не пошло. Церковь стоит заколоченная и безжизненная. Небольшой участок дороги, ответвляющийся от основного тракта в сторону Аббакумцева, называют в народе лощенковским. Он был проложен в 1978 году - в год 150-летия со дня рождения Некрасова - по инициативе секретаря обкома партии Федора Ивановича Лощенкова. Похоже, с тех пор местная власть оставила этот уголок земли догнивать и разваливаться без всякого вмешательства со своей стороны. Такую же мерзость запустения представляет собой нынче и Грешнево, где под сенью столетних лип разрушается единственное сохранившееся со времен Некрасова здание - музыкантская.
Село Рыбницы расположено в живописнейших местах. Спасский храм, где в 1838 году крестили Александра Михайловича Опекушина и на погосте которого он в 1923 году был похоронен, стоит на самом берегу Волги. Он является действующим, но долго ли он продействует - вопрос времени. Купола практически совсем раздеты, проржавевшие кресты удивительно погнуты - все в одну сторону, плавно, как будто под долгими порывами ветра, дующего в одном направлении. Кровля вся в дырах. Это усугубляет и без того плачевное состояние внутрицерковной настенной росписи.
На церкви красуется дежурная надпись о том, что она является памятником архитектуры XVIII века, охраняется государством и повреждение ее наказуется в уголовном порядке. Судя по состоянию этой таблички можно предположить, что установлена она была еще тем государством, которого давно уже нет на карте. Сегодня же охраняет церковь разве что добродушный молодой пес, который при нашем появлении сначала азартно лаял, а когда кое-кто решил к нему приблизиться, он на всякий случай забился в конуру. Нынешнее государство, видимо, ни сном ни духом не ведает о Спасском храме, а тем более о его состоянии.
Чудом держится еще и музей Опекушина, расположенный в здании бывшей усадьбы местного пароходчика Рябинина. Когда-то оно было приобретено на собственные средства брата скульптора - Константина Михайловича и передано местной земской школе для организации здесь скульптурно-лепного отделения. По официальным данным, на здании музея ведутся нынче восстановительно-реставрационные работы. Но уж очень завуалированно они ведутся, невооруженным глазом их и не разглядишь.
Во дворе музея я обратила внимание на невысокий каменный столбик, на котором значились имя скульптора и даты его жизни. На мой удивленный вопрос, что означает собой сие сооружение, кто-то заметил, что некогда на верху столбика стоял бюст Опекушина, да вот куда-то исчез. Привстав на цыпочки, я увидала на верху столбика небольшое отверстие, которое и служило, видимо, для укрепления бюста. Наш земляк, сын крепостного крестьянина, не имевший классического образования, Опекушин был автором не только широко известного памятника Пушкину в Москве. Опекушинский Пушкин стоит и в Санкт-Петербурге, и в Кишиневе, и в Тарту, и в подмосковной усадьбе Остафьево. Кстати сказать, Опекушин является автором и не менее знаменитого памятника Лермонтову в Пятигорске. Кем же собираемся мы гордиться в дальнейшие века, если даже такие имена для нас ничего не значат?
В этом уголке нашего края что ни деревня, то история, что ни усадьба, то славное имя. Да и сама старая Костромская дорога, именуемая в стародавние времена Сибиркой, помнит многое и многих. Именно по ней шли на каторгу декабристы, а через три десятка лет в те же места отправился по Сибирке Федор Михайлович Достоевский.
Что там говорить о многочисленных церквах где-нибудь в глухой глубинке, если даже вот такие места, составляющие славу не только Ярославской земли, но и всей России, находятся в полном забросе. Сюда, конечно, не привозят иностранцев. Сюда стыдно привозить даже самих ярославцев, не говоря уже о жителях других регионов, которых тоже немало на нашей земле в туристический сезон. Такое небрежение к своей собственной истории тем более горестно, что сами-то мы на протяжении всего XX века не создали на своих пустующих просторах ничего подобного, хотя бы той же самой Спасской церкви в селе Рыбницы. Кто бы как ни относился к Некрасову, но однако с момента его смерти на Ярославской земле не рождалось поэта, равного ему по таланту. Да и скульпторов, равных Опекушину, тоже не наблюдается. Тяжело будет нашим потомкам характеризовать время, в которое мы сейчас живем. Ничего не оставим мы им в наследство, кроме нефтяных вышек, торговых центров и прочего низкопробного ширпотреба, которого в любой стране хоть завались. Вспоминают ли нынче наши власти предержащие слова Пушкина: «Жалок народ, для коего прошедшее не существует»?
Единственным человеческим качеством, способным противостоять разрушительной силе времени, является память. Похоже, у россиян это качество отшибло окончательно и безвозвратно. Рассказ экскурсовода, сопровождавший наше путешествие, сводился в основном к тому, что вот здесь было такое-то село, здесь стояла такая-то церковь, здесь находилась усадьба такого-то. А ведь в последние 65 лет на территории нашей страны не наблюдалось никаких иноземных нашествий, никаких разрушительных природных катаклизмов. Пройдет еще лет 100, и какой-нибудь седовласый историк, указывая на шестую часть Земли правее Западной Европы, скажет, что вот здесь некогда была Россия, а теперь это безымянный сырьевой придаток всех стран земного шара. Ибо всякую нацию, ее самобытность, ее личностную структуру определяет не ее экономическое состояние, а культура.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать