Не стареют душой педагоги...

В канун Дня учителя в гостях у редакции «Городских новостей» побывали ветераны педагогического труда. Это заслуженный учитель России Тамара Ивановна Кравченко, которая сейчас руководит городской ветеранской организацией педагогов, Валентина Петровна Скупнова, возглавляющая организацию Фрунзенского района, Лидия Григорьевна Мельникова из совета ветеранов Ленинского района, Берта Геннадьевна Бобкова и Екатерина Васильевна Громова из Красноперекопской организации, Светлана Павловна Осипова, руководитель ветеранского Союза поэтов, Нина Александровна Михайлова, представлявшая Ленинский район, и Галина Васильевна Богачева от Дзержинского района.

У каждой из них за плечами десятки лет педагогического труда, сотни и тысячи воспитанников и учеников, огромный профессиональный и жизненный опыт. Мы с интересом послушали их рассказы о былом, обменялись мнениями.

Вспоминая былое

   – Сами мы были школьницами в годы  Великой Отечественной войны, – рассказывает Тамара Ивановна Кравченко. – Тогда ведь школы были закрыты, в их зданиях разместились госпитали для раненых. Но учителя продолжали учить нас, ребятишек. Проводили уроки у себя на квартирах.

   – А меня учительница нередко и ночевать у себя оставляла. Родители мои работали на железной дороге в сменах или сутками, дома бывали редко. Учительница спросит: «Берта, ты с кем сегодня? Одна? Ну так оставайся», – вспоминает Берта Геннадьевна Бобкова. – Неудивительно, что тех наших учителей мы помним и чтим до сих пор. Неудивительно и то, что учителей в ту пору нередко награждали орденами Отечественной вой-

ны, а случалось, что и орденом Ленина.

   Ветераны вспоминали, как вместе с педагогами работали в госпиталях, выступали перед ранеными с концертами и лекциями. Трудное время требовало от человека много сил, но силы эти находились! Жизнь была насыщена событиями и впечатлениями.

   – Мне было 14 лет, когда началась война. А в те времена считалось, что 14 лет – это уже почти взрослые люди. Друзья мои Вова Кириллов и Коля Козлов из 6-го класса сбежали, поступили в школу юнг, – говорит Тамара Ивановна Кравченко. – И сами мы работали – кто в госпиталях, кто на заводах. Потом учителя спохватились, что 8-го, то есть выпускного, класса в школе практически нет – все работают. В результате многих вернули к учебе, но далеко не всех. А окончили мы школу как раз в 1945 году, то есть вскоре после Победы. Во дворах тогда повсеместно создавались тимуровские отряды, которые помогали семьям инвалидов и участников войны, и мы в этих отрядах были уже пионервожатыми.

Жизнелюбие и неравнодушие

   Привычка к активной общественной жизни сохранилась у ветеранов и поныне.

   – В нашей секции ветеранов педагогического труда сейчас 4,5 тысячи человек. Это и бывшие учителя, и работники дошкольных учреждений – детских садов, и сотрудники организаций дополнительного образования – бывших домов пионеров, – говорит Тамара Ивановна. – 30 из наших ветеранов – участники войны, а совсем недавно, в 2010 году, было их 49. 300 человек – труженики тыла, в 2010 году их насчитывалось около 400. Есть среди них инвалиды, некоторые лежачие, много одиноких. Всем требуется помощь и забота. Конечно, мы не в состоянии решить какие-то серьезные социально-бытовые проблемы, но помочь хотя бы советом, дружеским участием можем и помогаем. Чтобы люди не чувствовали себя забытыми и заброшенными.

   Есть и другие направления работы. Мы помогаем педагогическим коллективам школ в воспитательном процессе. Например, в работе школьных музеев. Есть у нас Федор Николаевич Уткин, участник Сталинградской битвы. Ему уж 98 лет, но он бодр и до сих пор по школам ходит, выступает перед ребятами. Или Федор Евстафьевич Ковальчук. Помогаем мы и в уходе за кладбищами, за могилами ветеранов. Наконец, мы занимаемся организацией досуга ветеранов, тех, кому здоровье позволяет, приглашаем на бесплатные концерты и спектакли, вместе отмечаем праздники. Да и среди ветеранов ведь есть и поэты, и музыканты…

   Как выяснилось, многие из ветеранов любят и охотно читают «Городские новости».

   – Вы одна из немногих газет, которая часто рассказывает об интересных судьбах людей старшего поколения, – говорят они. – С некоторыми из них мы общались, других хоть лично и не знаем, но находим в рассказанных ими историях много узнаваемого, сходного с историями из наших собственных судеб.

   Неменьший интерес проявляют ветераны и к информации о современной жизни города, о проблемах современной школы.

Школа была домом

   – Сейчас нет того уважения к учителю, как в советское время, – сетуют ветераны. – Мы своих учителей боготворили. К дверям учительской подходили с трепетом. А вот в 90-е годы учителя ходили как оплеванные, и хотя в последние годы престиж профессии снова начал расти, отношения уже совсем не те. И дети стали другие. У детей теперь больше прав, чем у педагогов. Могут и нахамить, а иной раз, как мы знаем из прессы, и руку на учителя поднимают. Да и вообще значительно меньше стало уважения по отношению к старшим и пожилым людям. В транспорте место не уступают. А бывает, едет компания ребят и девочек лет 13, а в разговоре сплошной мат. И если кто из взрослых сделает замечание, и его обругают так, что ужас один.

   Скептически смотрят пожилые учителя и на изменения учебных программ, на новые учебники, на ЕГЭ.

   – У меня дочь перешла работать из школы в детский сад, – рассказала Валентина Петровна Скупнова. – Говорит: «Не могу и не хочу учить детей по новым программам». Я из интереса взяла почитать учебники у внучек, точнее говоря, уже у правнучек. Была огорчена. В учебнике упражнения и примеры по русскому языку почему-то сплошь из иностранной литературы! Русских писателей-сказочников вообще не нашла, как будто их и не было. Мы сами-то воспитывались на русской классике, и обидно, что нынешние поколения детей ее совсем не читают. Да и вообще читают, по нашим меркам, мало.

   – Моему сыну задали на лето прочесть 18 книг, и я все-таки проконтролировал, чтобы он прочел их все, – поделился директор нашей газеты Максим Артамонов. – Правда, очень удивился тому, что в списке этой литературы есть Гарри Поттер. И тому, что сын мой начал чтение не с него. Но вообще, вы правы, над книгой современный ребенок может заснуть, а за компьютером – нет.

   – И все-таки мы будем стараться по мере сил влиять на ситуацию, – подвели итог ветераны-учителя. – Пожалуй, в ветеранской организации педагоги – наиболее интеллигентная, дружная и активная группа.

Городские новости

 

Поделиться
Комментировать