Под эти песни женится и хоронится русский человек

Новый цикл концертов под названием «Русская и советская вокальная классика в мировой музыкальной культуре», подготовленный известным в кругах ярославских меломанов дуэтом в составе солиста Ярославского музыкального общества Владимира Корнилова и музыковеда, члена Союза композиторов России Ирины Куницыной, представлен на суд зрительской общественности.

 Первые пять концертов из этого цикла посвящены русской народной песне (шуточной, игровой, комической, социально-бытовой, патриотической, ямщицкой и современной).


Наш корреспондент накануне первого концерта побеседовал с Владимиром Ильичем Корниловым.


- Почему вы решили так основательно представить русскую народную песню в очередном сезоне?


- В свое время писатель Николай Васильевич Гоголь отмечал: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен. … По Волге, от верховья моря по всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и, как грибы, вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».


Действительно, русская песня, как мудрая наставница, формировала в гражданах нашей страны любовь к своей большой и малой Родине, учила жить по законам добра, любви и социальной справедливости, а в трудную минуту – преодолевать лишения и побеждать захватчика.


- Однажды великий русский и советский писатель Максим Горький назвал русскую песню историей России. Насколько это соответствует действительности?


- Так оно и есть. Любой этап в истории государства Российского, возьмите Киевскую Русь, эпохи Ивана Грозного и Петра I или советский период, не обходился без своих народных песен. В них, передавая колорит своего времени, пелось о выдающихся государственных деятелях, бунтарях и революционерах (Владимире Красном Солнышке, Александре Невском, Дмитрии Донском, Иване Грозном, Петре I, Суворове, Кутузове, Степане Разине, Ленине и Сталине) или о жизни простых людей, их любовных переживаниях, радостях, отношении к семейным ценностям.


- Правда ли, что советский период был временем расцвета русской песни?


- В советский период, как говорил Ленин, поскольку «искусство принадлежало народу» (Ленин), популяризация русской народной песни была одним из важнейших направлений государственной политики в области музыкально-вокальной культуры. Начиная с небольшого поселка или села вплоть до столицы при каждом колхозном или заводском Доме культуры создавались хоры или ансамбли народной песни. В смотрах художественной самодеятельности народная песня обязательно включалась в репертуар. Она тогда наряду с советской песней участвовала в формировании единого вокального пространства на всей территории нашей многонациональной страны. Она выступала своеобразным языком межнационального общения, внося взаимопонимание и добрые отношения между исполнителями, представителями других национальных культур (русской, украинской, казахской, армянской, грузинской и т.д.). Не знаю, кто как, но я всегда с великим уважением и трепетом отношусь к тем нерусским певцам, которые поют на высоком вокальном уровне и с глубоким пониманием наши народные песни.


- Почему сегодня упал авторитет русской песни и чем это нам грозит?


- В наши дни рыночных реформ, когда резко сократились расходы на культуру, а музыкальное пространство заполонила «попса», русская песня, как и песни других народов России, оказались на обочине музыкальных вкусов россиян, особенно молодежи. Русская песня не в моде. Отсюда потеря интереса к красивой, за душу берущей мелодии, независимо от того, что она выражает: радость, грусть, раздолье, удаль или горе. Незнание русской песни серьезным образом обедняет лексику современного человека. Отлученный от нее, он вряд ли будет в своей речи употреблять такие изумительные слова и словосочетания, как красна девица, мать-земля, очи голубые, Волга-матушка, острогрудые чел­ны, добрый молодец, ночка принахмурилась и призадумалась и т. д.


Зато сейчас в фаворе певцы типа басковых, газмановых, лепсов, киркоровых, пугачевых, исполнительская манера которых окончательно отбивает у молодежи уважение к настоящему вокалу.


Тем не менее в последние годы появились позитивные сдвиги в отношении русской песни. Пусть редко, но на радио и телевидении зазвучали народные песни в исполнении знаменитых на весь мир Хора имени Пятницкого, Кубанского казачьего хора. В Ярославской области ни один из домов культуры практически не обходится без хора или ансамбля русской песни. Возникли детские студии русской песни при музыкальных школах. Это вселяет уверенность, что черная полоса в существовании русской народной песни уходит в прошлое.

Золотое кольцо

 

Поделиться
Комментировать