В Ярославле вспоминают 234-ю Коммунистическую стрелковую дивизию

Ярославская 234-я Коммунистическая орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Ломоносовско Пражская.
И все это название одной знаменитой стрелковой дивизии, которая формировалась в эти дни в 1941 году. 
Уникальность этого воинского соединения в том, что оно состояло только из добровольцев нашего региона.

Как формировалась 234-я Коммунистическая хорошо помнит ее участник Алексей Андреевич Сотсков, последний живой свидетель тех событий. Враг подступал к столице.

«Не могли мы спокойно взирать на все это дело. Ярославский обком партии обратился 13-го октября. В ставку верховного командования, лично к Сталину, о том, чтобы разрешили сформировать 2–3 дивизии»,— рассказывает ветеран Отечественной войны Алексей Сотсков.

«Разрешаю ярославскому обкому ВКПБ мобилизовать коммунистов, комсомольцев и народных ополченцев области для формирования одной стрелковой дивизии.— То есть они просили 2–3, а он разрешил только одну»,— говорит Эльза Лунина — главный архивист Центра документации новейшей истории государственного архива ЯО Эльза Лунина.

По данным областного архива, с 19-го по 23 октября в ряды дивизии записалось более 11 тысяч добровольцев со всей области, которая тогда включала и Костромскую. В 234-ю шли целыми цехами, и, даже, семьями. Обмундировать и вооружить должны были за счет ресурсов области. Одевать и обувать ярославских бойцов помогало население и местные фабрики. Вместо шинелей на фронт бойцы отправились в бушлатах, которые были удобнее и теплее. В начале ноября в Песочном началось обучение. 28 декабря приняли присягу и сразу — на фронт.

Алексей Сотсков: «Оказались в тяжелейшей обстановке. В холоде, голоде. Дело доходило до того, что нам 75 граммов сухарей давали на день. Кусочек вот такой. Грязь, больше скажу — овшивели, тиф начался. Вот такая обстановка»,— вспоминает ветеран.

В тяжелейших боях погибали целые роты. Но дивизия справилась. Отрезала немцам путь к столице. 2,5 тысячи километров. От Волги до Эльбы. Сначала Подмосковье, затем — Смоленщина, Белоруссия, Украина, Польша и, наконец, Германия. Некоторые дошли до Берлина. Под натиском наших бойцов пало около сорока тысяч вражеских солдат и офицеров. И это только по официальным данным. А в этом, достаточно толстом, альбоме — списки павших бойцов из 234-й дивизии. И таких альбомов в музее около десяти. После войны ветераны стремились сохранить память о тех событиях. Благодаря им в 1981 году появился Музей боевой славы. Тогда он задумывался как музей, посвященный дивизии. Ветераны приносили экспонаты. Липы в сквере посажены их руками. Одной из самых активных была актриса Волковского театра, разведчица дивизии Софья Аверичева.

Михаил Кербиков: «У нас юбка ее хранится, гимнастерка. На гимнастерке мы видим нашивки, которые говорят о ранениях, знак военный «отличный разведчик». Это такая система была не орденов еще с медалями, но отличительных знаков, но мне интересно было, что дивизия, которая называлась Коммунистической, она сказала, что некоторые делали крестики алюминиевые себе».

Софья Петровна умерла в возрасте 100 лет в ночь с 9-го на 10-е мая, сразу после салюта к семидесятилетию Победы. Но память о ней, как и обо всей 234-й сохранится не только в Ярославле. Уже более 20 лет нашим бойцам несут цветы к памятнику и на смоленской земле.


Ксения Анисимова
Поделиться
Комментировать