В селе Горетово, бывшем военном городке (этимология названия не ясна – то ли от «горя», то ли горело там что-то) отпевать мне приходится нередко, но редкие отпевания запоминаются. Точно не забудутся два – причащавшейся у меня отроковицы Анастасии (утонула, спасая подругу или просто девчонку, не умевшую плавать, попавшую в водоворот), и вот теперь – Анны: высокая, очень красивая девушка, лежавшая в гробу в подвенечной фате и белом платье, невинная (мне об этом сказали, да это и видно было).
Ну, наконец-то! А то жители древнего Ярославля уже почти и соскучились. Потому как в «самый напряженный» период пресловутого нашенского экономического кризиса власти, в общем, старались избегать еще выше задирать муниципальные расценки, особенно в наиболее «чувствительных» сферах повседневной жизни горожан.
Библия (особенно – ВЗ) говорит о «сердце», язычники – древние (греки) и сегодняшние (образованщина) вкупе с атеистами (агностиками) – ставят превыше всего интеллект; а в случае чего, уверовав в «венского шамана» и/или отпочковавшиеся от него школы, бегут к психоаналитику (у нас – психологу), эту исповедальню для не нуждающемся в гипотезе Бога «обществе потребления».
Но бессознательное, подсознание – лишь одна из составляющих того, что Библия (и вообще иудео-христианская традиция) понимает под «сердцем» – средоточием, центром, ядром человеческого бытия в его совокупности. Центром, прочно забытым с тех пор как европейская теология начала поверять Христа Аристотелем, а не наоборот. Все сводится к сознанию и подсознанию, сверхсознание редуцируется к ним же, т.е. ни о каком сверхсознании как реальном диалоге с личностным Богом речь давно не идет (или – чаще всего – идет так, что лучше бы и не шла). Мы либо сухие и занудные (иногда остроумные) рационалисты, либо – бредящие на религиозной почве параноики (с точки зрения не нуждающихся в названной выше гипотезе, но иногда и, что называется, «объективно»). Это как бы вступление неизвестно к чему… К продолжению начатого здесь разговора.
Ассонансная рифма: Шпаликов – шкалика… Что ж, помянем, у кого есть шкалик, у кого нет – виртуально.
В дворницкие свои годы московские, помнится, услышал впервые:
Ах, утону я в Западной Двине
Или погибну как-нибудь иначе,-
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.
Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и старые обиды.
Я отменяю воинский салют,
Не надо мне гражданской панихиды.
Не будет утром траурных газет,
Подписчики по мне не зарыдают,
Прости-прощай, Центральный Комитет,
Ах, гимна надо мною не сыграют.
Я никогда не ездил на слоне,
Имел в любви большие неудачи,
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут...
Если Европа хочет остаться европейской, то европейцы не должны во имя мультикультурализма отказываться от европейской идентичности своего континента. Ради её сохранения они должны действовать мирно, — внешне и внутренне, — но без враждебности по отношению к исламу... Ясно, что европейцы пока к этому не готовы.
Бассам Тиби, Война цивилизаций: политика и религия между разумом и фундаментализмом (Bassam Tibi, Krieg der Zivilisationen: Politik und Religion zwischen Vernunft und Fundamentalismus)
Просматривая в последнее время различные публикации в российских сетевых СМИ, мне бросились в глаза высказывания российского руководства (президента и премьера) об исламе в контексте нынешней политики государства. Речь идёт якобы об усилении в российском обществе настроений исламофобии со стороны немусульман, грозящей перейти в повсеместную конфронтацию, и об их недопустимости.
Только что нашел информацию о готовящейся казни в Иране двух женщин, обратившихся в христианство из ислама. 27-летней Мерием Ростамбур и 30-летней Марзиех Эзмаиламбад.
Они были схвачены 5 марта этого года во время рейда на своей квартире, где у них был обнаружен Новый Завет.
Сейчас они содержатся в тюрьме Тегерана в пытках и унижении, в нехватке пищи и воды; их секут 5 раз в день, т.е. каждый раз, когда имам созывает мусульман на их намаз. Сначала их содержали в одной камере с 25 узницами, затем изолировали, завязав им глаза.
Тоталитаризм как идея не связан не только с государством, с политическим режимом, политической идеологией или даже с характером спонтанно существующего общества. Сама проблема тоталитаризма — это не то, "как ты живёшь", а то, "как я мыслю". Тоталитаризм — …есть принудительность моего мышления. Это означает не то, что я мыслю, как другой, но и что другой мыслит, как я.
А. М. Пятигорский, Реакция философии на тоталитаризм
Эпоха телевизионных дискуссий не оставляет места для выражения нюансированных точек зрения: задан темп, обрывающий на полуслове всякое "но", всякую уточняющую оговорку.
С. С. Аверинцев, Переосмысляя современность (Круглый стол: Поворотные точки истории и мировой порядок)
Говорить o религиях всегда непросто. И дело не только в необъятности тематического поля, множестве аспектов и точек зрения на этот поистине универсальный феномен человеческого бытия. Знаю, люди нерелигиозные со мною не согласятся, если я скажу, что человек постольку и является таковым, отличаясь от прочих живых существ, что ему свойственна религиозность. Возможно, не согласятся со мной и буддисты, которые возразят, что и у иных существ круговерти странствий сознания, подобно обитателям адов или разного рода духам, должна существовать некая духовная практика, а значит и религия...
Для начала в очередной раз напоминаю: моя задача не лакировать историю России, а доказать, что она не была Империей Зла. То есть, была ничем не хуже других стран. А в чем-то даже и лучше. Итак...
Думаю, никто не станет спорить с тем, что:
(а) развитие человеческого общества, а следовательно и государства, подчиняется неким строго определенным законам, критиковать которые в силу их объективности столь же бессмысленно, сколь и законы физики или химии;
(б) любая война есть специфический метод реализации политических задач, а любые политические задачи в конечном итоге отражают требования экономики.
Исходя из этого, неоспоримо, что колониальная экспансия (более или менее) развитых стран в 18-19 веках была вызвана абсолютно объективными, а следовательно и лежащими вне зоны моральных оценок причинами, а критиковать те или иные методы реализации этой экспансии допустимо лишь исходя из моральных критериев той эпохи.
Как ни странно, но в официальных документах самых серьезных органов нашей губернской власти можно усмотреть много общего с сюжетами голливудских боевиков. Начинается обычно с того, что герою вполне правдоподобно минут пять бьют морду, после чего настает уже его черед два часа бить морды всем подряд. В документах наших чиновников это можно сравнить с первой частью, где фиксируется текущее безотрадное положение дел. А вот дальше два часа уже сказки о том, как мы всё это победим.