Новая смена. 5 российских женщин-режиссеров, на которых стоит обратить внимание

17 августа в прокат выходит российская комедия «Как звезды» Марии Лойтер.

О ней и еще четырех многообещающих женщинах-режиссерах — в материале «Сноба»



Мария Лойтер


Фото: предоставлено из личного архива


Первый полнометражный фильм «Как звезды» Марии Лойтер получил Приз зрительских симпатий на фестивале «Дух огня» и сразу попал в широкий прокат, что случается нечасто. Обычно большинство дебютных работ довольствуются показами на фестивалях. Немногие отмеченные призами ленты попадают лишь в ограниченный прокат — обычно это несколько кинотеатров в Москве и Санкт-Петербурге.

До того, как взяться за полный метр, Мария Лойтер выпустила две короткометражные ленты — «Ледышка» (2014) и «Галангал» (2019). На съемочной площадке последней режиссер познакомилась и подружилась с актрисами Надеждой Ивановой и Натальей Земцовой, которые рассказали ей о своей богатой на переживания артистической молодости. Эти воспоминания легли в основу сюжета будущего фильма «Как звезды», который рассказывает о дружбе двух очень непохожих актрис — настроенной добиться успеха во что бы то ни стало Сони и неуверенной в себе и стыдящейся своих неудач Маши.



Екатерина Селенкина


Фото: предоставлено из личного архива


Похожий путь прошла Екатерина Селенкина, выпускница Московской школы нового кино и Калифорнийского института искусств. Ее дебютный полный метр «Обходные пути» был отмечен призом за лучшую режиссуру среди авторов моложе 40 лет на кинофестивале в Венеции в 2021 году. Большая часть картины снята на пленку, а оставшаяся — на цифровую камеру. Сама Селенкина называет свой проект «ландшафтным кино», таким образом подчеркивая важную роль среды, в которой разворачиваются действия. Главный герой — кладмен по имени Денис путешествует по спальным районам Москвы и делает «закладки» запрещенных веществ в разных частях города. В фильме задействованы непрофессиональные актеры, а многие сцены и события режиссер подсмотрела в реальной жизни.



Василиса Кузьмина


Фото: предоставлено из личного архива


Режиссер окончила финансовый факультет Колумбийского университета в США, затем вернулась в Россию и поступила на актерский факультет Щепкинского училища, а после отучилась на режиссера в московской киношколе «Индустрия». Этот опыт, по словам самой Василисы Кузьминой, очень помог ей в работе над первым полнометражным фильмом «Ника» о последних месяцах жизни печально известной поэтессы-вундеркинда Ники Турбиной. В юности она прославилась на весь СССР, но тяжело переживала наступившее после популярности забвение — у девушки началась депрессия, проблемы с алкоголем и ссоры с властной мамой (ее сыграла Анна Михалкова). Несмотря на столь «тяжелый» на первый взгляд материал, режиссеру удалось представить Турбину не просто как «проклятого поэта» с трагической судьбой, но как живого человека, который дышит, любит музыку и долгие прогулки.

Байопик «Ника» вышел в широкий прокат в мае 2022 года. За несколько месяцев до этого он был показан на фестивале South by Southwest (SXSW) в США, где исполнительница главной роли Елизавета Янковская получила специальный приз жюри за выдающуюся актерскую работу.



Любовь Мульменко


Фото: предоставлено из личного архива


Любовь Мульменко сделала себе имя в авторском кино задолго до дебюта в качестве режиссера — она была сценаристом фильмов «Еще один год» (2013), «Комбинат “Надежда”» (2014), «Как меня зовут» (2014), а также автором русских диалогов к российско-финской драме «Купе номер шесть» Юхо Куосманена и ленте на осетинском языке Киры Коваленко «Разжимая кулаки».

В 2021 году Мульменко решилась поставить фильм самостоятельно. В итоге ее дебютный «Дунай» о девушке, сбежавшей от забот из Москвы в уютную Сербию, попал в основной конкурс «Кинотавра» и был тепло встречен критикой. В этом году должен выйти ее второй фильм — «Фрау».



Любовь Борисова


Фото: предоставлено из личного архива


Среди открытых новой волной якутского кино талантливых авторов, например Владимира Мункуева («Нууча») и Дмитрия Давыдова («Пугало»), оказалась и Любовь Борисова. У нее нет профильного образования. Зато она успела потрудиться чуть ли не в каждом цехе кинопроцесса и прошла путь от реквизитора до ассистента режиссера. Борисова росла и училась ремеслу точно так же, как росло и развивалось само якутское кино — медленно, незаметно для «большого мира» и без оглядки на него.

Режиссера поставила уже два полнометражных фильма — «Надо мною солнце не садится» (2019) и «Не хороните меня без Ивана» (2022). Работы Борисовой отличаются искренним оптимизмом и любовью к жизни. В своей дебютной картине автор рассказала о дружбе пожилого мужчины и сосланного из дома на безлюдный север подростка. Лента «Не хороните меня без Ивана» рассказывает о духовном братстве этнографа и художника Ивана Попова и сопровождающего его в экспедиции якута Степана Бересекова. Фильмы передают трагикомичное восприятие жизни, кажется, свойственное и самому режиссеру.

Автор
Гия СИЧИНАВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе