СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
18 октября премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление, согласно которому в России будет внедрена единая федеральная автоматизированная информационная система (ЕАИС) сведений о показе фильмов в кинозалах. Напомним, что ЕАИС рассматривается как средство сделать российский кинорынок прозрачнее. Кинотеатры должны будут каждый час передавать в систему данные о количестве проданных билетов и выручке. Строго говоря, это не совсем новость. Еще в прошлом году, 23 декабря, Госдумой во втором и третьем чтениях был принят закон "О государственной поддержке кинематографии". Он как раз и предусматривал введение единой информационной системы (ее еще называли единым электронным билетом).
Разрабатывать техническую базу для электронного билета по результатам конкур-са поручили Главному информационно-вычислительному центру (ГИВЦ) Минкульта.
"Отчасти смысл закона и постановления состоит в том, что осуществлять платные показы кинофильмов на территории РФ, не предоставляя данные в систему, запрещено, - говорит начальник управления статистики и аналитики Минкульта Сергей Мокров. - Сейчас нам каждый день звонят ошарашенные представители кинотеатров и спрашивают, когда нужно начинать передавать данные, чтобы не нарваться на штрафные санкции. Замечу, кстати, что некоторые компании добровольно, в качестве эксперимента, уже в 2009 году начали передавать свои данные".
По закону, ЕАИС должна была начать функционировать с 1 мая 2010 года. Однако, эти сроки оказались, мягко говоря, нереальными.
"Мы прекрасно понимали, что наша киносеть, насчитывающая 7,5 тыс. объектов, не готова к тому, чтобы выполнять требования закона и предоставлять информацию о каждом проданном билете, и мы хотели дать время кинотеатрам для того, чтобы к этому подготовиться, - говорит Игорь Каллистов. - Между тем я считал, что закон должен вступить в силу сразу после его принятия, чтобы участники кинотеатрального рынка поняли неотвратимость введения единой информационной системы". Теперь планируется, что система заработает в январе 2011 года, правда, не во всех российских кинотеатрах.
По словам Игоря Каллистова, крупные киносети сами, без государственного вмешательства, установили свои локальные системы, через которые уже передают информацию о проданных билетах. Сетевые кинотеатры занимают менее 30% всех объектов кинопоказа, но зато на них приходится более 90% общего кассового сбора страны. Это объясняется тем, что сети имеют доступ к фильмам "первого экрана" (премьерам или релизам). Что же касается всех остальных кинотеатров, то тут возникают серьезные проблемы.
Все расходы по установке оборудования и программного обеспечения для передачи данных в ЕАИС полностью ложатся на демонстраторов. Новый закон касается абсолютно всех организаций кинопоказа, находящихся на территории РФ, вплоть до киноустановок в сельских клубах. Во время подготовки постановления возникали серьезные споры, должны ли кинотеатры, находящиеся в малых городах или поселках, у которых зачастую нет даже компьютеров или Интернета, устанавливать у себя автоматизированную систему продажи билетов.
"Новый закон мог бы просто разорить всю сельскую киносеть, а ведь в некоторых населенных пунктах кинотеатры, возможно, являются единственными очагами культуры, - говорит Игорь Каллистов. - Стоимость необходимого для передачи данных билетно-кассового комплекса начинается со 100 тыс. рублей, тогда как, по поступавшей к нам информации, в отдельных поселениях Краснодарского края или Ростовской области билеты продаются по 5 рублей". Минкульт исходил из необходимости сохранения этих кинотеатров, а его оппоненты утверждали, что только одномоментность продажи билета и отправки в единый центр информации обеспечит достоверность передаваемых данных.
После долгих обсуждений чиновники все-таки пошли навстречу тем демонстраторам, которые находятся в сельской местности и в городах с численностью населения до 100 тыс. человек: их освободили от автоматизированной передачи сведений до 1 января 2015 года. При этом, по словам Сергея Мокрова, в течение этих четырех лет они тоже должны подавать сведения, вводя данные о проданных билетах вручную и отправляя их по Интернету.
ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ
Введение ЕАИС вызвало неоднозначную реакцию в российском кинобизнесе. Закон вызвал негодование владельцев кинотеатров. По мнению многих из них, сама идея исходит из презумпции виновности кинотеатров, якобы утаивающих значительные средства. "Не так много видов деятельности подлежит такому жесткому и многостороннему контролю, как кинотеатральный бизнес, и поэтому проблема сокрытия кинотеатрами информации о кассовых сборах абсолютно надуманна, - считает директор НП "Сообщество национальных кинотеатральных организаций "Киноальянс" Дмитрий Казуто. - В настоящее время кассовые сборы кинотеатров контролируются сразу с нескольких сторон. Во-первых, кинобилеты являются бланками строгой отчетности, которые предоставляются налоговым службам. Во-вторых, кинотеатры постоянно контролируются со стороны дистрибьюторов фильмов, которые проводят проверки фактической посещаемости".
По словам Дмитрия Казуто, кинотеатры сами не заинтересованы в сокрытии информации о кассовых сборах. Ведущие сети активно используют для развития кредитные средства, ведут свою деятельность прозрачно и в соответствии с мировыми стандартами всех видов учета и корпоративного управления. Именно сети занимают доминирующую долю рынка и обеспечивают наибольшую часть кассовых сборов кинотеатров. По этой причине утверждение, что кинотеатры скрывают чуть ли не 30% сборов, не могут иметь под собой оснований. "Доля кинотеатров, у которых пока нет автоматизированных систем учета и которых на этом основании обвиняют в непрозрачности, гораздо меньше 30%, поэтому утаить пресловутые 30% сборов они не смогли бы даже теоретически, - утверждает Дмитрий Казуто. - Есть надежда, что отчетность в ЕАИС окончательно внесет ясность в данный вопрос".
Генеральный директор компании "Невафильм" Олег Березин тоже считает, что кинотеатры не могут утаивать такую значительную часть прибыли, не будучи замеченными проверяющими органами: "Миф, что кинотеатры укрывают часть выручки, придуман самими продюсерами, чьи фильмы просто не окупились. Если взять кассовый сбор этого года, который равен примерно $1 млрд, и вычислить, сколько составят 30%, которые якобы утаивают кинотеатры, получится астрономическая сумма. Разве могут налоговые и правоохранительные органы не заметить сокрытия таких денег? Я ни разу не слышал, что где-то действительно было заведено уголовное дело, связанное с подобными махинациями в кинотеатрах".
Дмитрий Казуто отмечает, что обвинения в сокрытии информации отечественными кинотеатрами почему-то не звучат со стороны голливудских студий, чью продукцию чаще всего смотрят в кино россияне, и она обеспечивает на данный момент свыше 80% кассовых сборов. Это означает, что американские киностудии и их представители в России удовлетворены полнотой и достоверностью получаемой от российских кинотеатров информации.
Еще один факт, возмутивший участников кинотеатрального бизнеса - решение властей переложить все финансовые затраты на кинотеатры. Многим непонятно, почему за систему, которая вводится в интересах государства, продюсеров и дистрибьюторов, должны нести ответственность именно демонстраторы.
По словам экспертов, нигде за границей не существует аналогов такой схемы, при которой все данные о показе стекаются в единую информационную систему. "Во всем мире ни один кинотеатр в режиме онлайн не передает свои данные ни в какие системы, - говорит Олег Березин. - Например, для США, где находится 39 тыс. кинозалов, это было бы просто невозможно. Тем не менее там все-таки есть свои системы контроля, которые нормально функционируют и не вызывают ничьих претензий. Все сборы там считаются, как статистика - за основу берется несколько ключевых кинотеатров, которые собирают основные кассовые сборы. При помощи разных математических моделей вычисляется, что если данный, например, пятизальный кинотеатр в таком-то штате смог собрать столько-то, значит, другой кинотеатр с таким-то количеством залов в другом штате соберет такую-то прибыль. Кассовые сборы рассчитываются примерно, и задачи подсчитать каждый заработанный доллар никто не ставит. Погрешности допустимы. Данные собираются примерно с 30% кинотеатров, по которым рассчитывается общий кассовый сбор. Разумеется, речь не идет об отношениях продюсерских студий и кинотеатров - в этом случае готовится финансовый отчет, в котором вся прибыль считается до последнего цента. То есть нет смысла тратить деньги на учет каждого зрителя, потому что все равно есть финансовый и налоговый отчеты кинотеатра, которые никто не отменял".
Севиль Гусейнова
Профиль