Сказки — наше всё, или как Чебурашка победил Тарантино

Опубликован интересный список самых популярных фильмов в российском прокате за 20 лет. Боевикам и...

Боевикам и триллерам в нем места больше нет.


Самыми рейтинговыми фильмами, заработавшими в прокате более пяти миллионов долларов, оказались сказки и комедии. И это неудивительно: какой русский человек не любит волшебства и смешных историй?

В топ-10 самых кассовых российских фильмов вошли «Чебурашка», «Холоп», «Холоп-2», «Елки-3», «Вий 3D», «Ирония судьбы. Продолжение». Однажды в офисе производящей кинокомпании создатель «Холопа» Клим Шипенко в шутку обратился к Дмитрию Дьяченко, режиссеру фильма «Чебурашка», побившего прокатный рекорд картины о мажоре, отправленном в деревню исправляться. «Вот и хорошо! А то что это вы всё «Холоп» да «Холоп»? — рассмеялся он. — Надо и «Чебурашке» уступить место». Вторую часть новой истории ушастого зверька покажут 1 января 2026 года, и родители уже сейчас помечают этот день в календаре: вместо похода в гости — поход всей семьей в кинотеатр. Вряд ли таким ажиотажем теперь могут похвастаться голливудские продюсеры. По крайней мере, перед российским зрителем, у которого постепенно изменились вкусы.


Милош Бикович и Александра Бортич в фильме «Холоп». 2019 г.
Фото: Black and White, Yellow


Впрочем, сказки и комедии мы любили всегда — и мы, и наши мамы с папами, и до сих пор любят бабушки с дедушками. Да, это искусство не только для малышей, но и для взрослых, ведь, по большому счету, сказки пишут и снимают не столько для нас, сколько о нас. Каждый узнает в героях себя — кто-то почувствует себя принцессой, кто-то волшебником, кто-то стражем дворца. И мы знаем, что любая сказка закончится хорошо: добро обязательно победит, злодеи будут наказаны. Не эта ли простота и ясность — то самое, чего нам порой не хватает в жизни… В западных фильмах добра все меньше.

Русскому человеку приятнее смотреть, как Вакула у черта на плечах полетит добывать Оксане черевички — прямиком к царице, а подвиги Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца куда интереснее сцен с участием бесславных ублюдков в фильме Тарантино. При всем уважении к творчеству знаменитого режиссера.


Константин Хабенский и Елизавета Боярская в фильме «Ирония судьбы. Продолжение». 2007 г.
Фото: пресс-служба Первого канала/ТАСС


Нам ближе они — «Домовенок Кузя», «Волшебник Изумрудного города», «Конек-Горбунок», «Бременские музыканты». А с каким юмором сняты новые сказки! У всех вкусы разные, но именно американцам не понять, почему мы в восторге от Маши и ее огромного медведя: по их мнению, бойкая девочка учит зверя плохому. Нам в свое время не казалось, что Джерри незаслуженно издевается над Томом, но ведь мы смотрели всей страной, потому что это добрый и веселый мультик.

Комедия, по большому счету, та же сказка, в которой все просто и понятно, но с какой любовью сделано! Сразу было ясно, что у Людмилы Прокофьевны будет роман с товарищем Новосельцевым, что Женя Лукашин дождется Наденьку, что Семен Семеныч останется цел и невредим. И мы пересматриваем эти фильмы, даже зная сценарий наизусть. А на какой западный блокбастер вы ходили в кинотеатр хотя бы дважды? Вряд ли на какой-то: нет в них той волшебной сказочности, которой так проникаются зрители наших сказок и комедий.


Тихон Жизневский в фильме «Бременские музыканты». 2023 г.
Фото: «Централ Партнершип»


Это ни в коем случае не протест в адрес зарубежного кино. Голливуд снимает множество блистательных проектов. Но они не просто так потеряли, если не уронили вес в российском прокате. Глядя наши сказки, мы не пытаемся уйти от реальности, просто именно в них закован наш генетический код, набранный из доброты, веры в людей и хороших финалов любых историй. И как же хорошо, что вслед за советскими гениями, подарившими нам столько шедевров, современные режиссеры взяли именно этот сказочный курс.

Автор
Алина КАРЕВСКАЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе