Где искать искусство?

ХУДОЖНИК И КОМПОЗИТОР ОСКАР ШТОРМ, В ЖИЗНИ КОТОРОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКА ТЕСНО ПЕРЕПЛЕЛИСЬ, РАССКАЗЫВАЕТ, ГДЕ НАЙТИ ИСТИННУЮ КРАСОТУ.

Удивительным образом в наши дни можно наблюдать два процесса, которые идут практически рука об руку и, скорее всего, вытекают один из другого — всплеск интереса общества к искусству и появление большого количества объектов «псевдоискусства», которые пользуются большой популярностью. Они собирают миллионные просмотры в соцсетях, билеты на них разлетаются мгновенно, а сам факт соприкосновения с такими объектами делает человека своего рода избранным. Поэтому где настоящее искусство, а где хорошая работа маркетологов, разобраться крайне сложно. Мы поговорили с художником и композитором Оскаром Штормом, в жизни которого изобразительное искусство и музыка тесно переплелись. Он рассказал о своей творческой биографии, а также поделился мнением насчёт того, что отличает настоящего художника.


Оскар, расскажите немного с чего все началось? Как так вышло, что вы стали художником и музыкантом?

Любовь к творчеству и искусству во мне заложили родители. Отец — выдающийся российский архитектор, профессор архитектуры, мама — художник. В доме всегда играла интересная, разноплановая музыка, мы много рисовали, лепили, гуляли на природе. Я очень любил конструировать из Лего, как по инструкциям так и что-то своё, любимыми книгами были энциклопедии. Обучение фортепиано началось в шесть-семь лет. У меня хорошо получалось. Думаю, это всё и заложило основы моей личности и поэтому моя судьба в каком-то смысле была предопределена.

Если говорить именно о каком-то осознанном начале самостоятельного творческого пути, поиска, то он начался примерно в 2013-2014 годах. На тот момент я работал в архитектурном бюро своего отца, занимался фото и видеосъемкой наших объектов, монтажом, обработкой материала. Я до сих пор помню своё восхищение и изумление возможностями программ по фоторедактированию.

Нахождение в бюро в компании моего отца и группы профессионалов, работа над интересными проектами, поездки в Сингапур, США — всё это вдохновляло меня. Постепенно у меня возник свой собственный интерес к поиску формы, цвета, света, композиции. Это были первые художественные, абстрактные кадры, сделанные на смартфон. Затем у меня появился плёночный фотоаппарат Contax RX II. Прекрасная вещь! Первые кадры на него я сделал в Сингапуре, появилась целая серия реалистичных и абстрактных снимков. Примерно в то же самое время я начал импровизировать и сочинять на фортепиано.

Первый мой концерт состоялся в 2018 году. Это было выступление на открытии выставки всемирно известного художника Юрия Купера в театре Юсуповского дворца. В зале присутствовали Никита Михалков и министр культуры Владимир Мединский.

А первая художественная выставка открылась в 2019 в Союзе художников Санкт-Петербурга, где впервые за всю историю Союза художников было представлено цифровое искусство.

Кстати, как считаете, вы все-таки больше художник или музыкант?

На сегодняшний день, пожалуй, больше музыкант. Мне жизненно необходимо играть каждый день, но и визуальное искусство без внимания я оставить не могу. К тому же почти все мои работы так или иначе связаны с музыкой. Именно через музыку они раскрываются, могут многое о себе рассказать и музыка во многом послужила вдохновением к их созданию.

Расскажите, пожалуйста, о направлениях в работе, которые вам особенно близки.

Я работаю во многих жанрах. К сожалению, мне сложно сфокусироваться на чём-то одном. Если говорить о музыке, то сегодня это может быть спокойная, почти медитативная неоклассика, завтра что-то динамичное, кинематографичное, послезавтра эмбиент или даже техно. Основной инструмент это, конечно, фортепиано, но в недавнем времени я начал изучать и электронную музыку.

Если говорить о визуальном искусстве, то здесь схожая картина. Мне интересны фотография, диджитал-арт, живопись, стрит-арт. Иногда могу заняться видеоартом. За годы работы уже выработался определённый творческий стиль, разумеется, с большим упором на абстрактное. Постепенно он приобретал новые грани, формы, видоизменялся. Менялись цветовые схемы. Если раньше было больше ярких красок, то сейчас более сдержанные тона, меньше обработки. В основном стараюсь сразу запечатлеть готовую, интересную композицию.


Как вообще происходит объединение таких различных видов искусства?

В моём случае это естественный процесс, который произошёл сам собой. Я не могу представить свою жизнь, как без музыки, так и без визуального искусства. Это то, что вдохновляет, наполняет меня.

Есть ли мастера, которых вы считаете своими учителями? Возможно, не напрямую, из прошлого.

Я могу вам рассказать о нескольких художниках, которые произвели на меня наибольшее впечатление. Это Марк Ротко, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Василий Верещагин. Побывав на выставках каждого из них, я могу сказать, что это действительно великие мастера. Их картины завораживают, полностью погружают в себя, оставляют след в душе. Разумеется, работы авторов, собранные в Третьяковской Галерее и Эрмитаже также относятся ко всему выше сказанному. К такому уровню внутренней работы и профессионализму стоит стремиться.

Моими же главными учителями я считаю своих родителей и особенно отца. Мама заложила чувственную сторону, ощущение цвета, композиции, красоты, богатство музыкального вкуса, отец же — это человек, на которого я всегда равнялся. Его целеустремлённость, решительность, профессионализм, рассудительность всегда были примером для меня.

А за кем из коллег по цеху вы следите? На кого сегодня стоит обратить внимание?

Периодически нахожу что-то интересное на просторах сети, какие то необычные, новые художественные приёмы, но выделить кого-то конкретного не могу. К сожалению, из современных художников, на мой взгляд, в основном всё поверхностное или, будем откровенно говорить, посредственное и вторичное. Есть действительно интересные авторы, такие как Фелипе Пантоне, Даниэль Аршам, но это всё же больше история про дизайн.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать художник?

Прежде всего важно быть просто искренним человеком. Думаю, важна внутренняя доброта, понимание, что ты хочешь сказать, донести людям. Важно правильно поставить себе задачу. Необходима насмотренность, чувства вкуса, красоты, эстетики. Разумеется, профессиональное образование будет плюсом. Самое главное же это, конечно, не потерять внутренний огонь, драйв. Ведь именно он ведёт нас к созданию чего-то интересного и поистине захватывающего.


Оскар, а что для вас искусство?

Настоящее искусство — это прежде всего нечто красивое, эстетически приятное. Это что-то, во что вложены внутренний огонь, душа, забота и профессионализм. К сожалению, сегодня искусство во многом превращается в шоу, в донесение своих «исключительных» переживаний и «важных» мыслей. Я считаю, что подлинное искусство должно всё же служить развитию человека, его души, наполнять его красотой, возвышать его дух. Стремление к прекрасному — это одно из основных качеств человека. Каждый из нас способен быть творцом и создать что-то поистине великое. Главное — найти своё предназначение.

Автор
Беседовал Олег Второй Фото: архив героя
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе