Питер Хьюго. Из проекта "Нолливуд", 2008 год
Основной проект
Главный массив, почти 200 художников, поделен на две части. Основной проект в ЦДХ — собственно "Под солнцем из мишуры" под руководством главного куратора биеннале, известного немецкого искусствоведа Катрин Беккер (интервью с ней на стр. 8). Тема тут — неразличимость в современном мире подлинного и поддельного, физического мира и медиаобраза, оригинала и подобия. Звучит не очень ново, но искусству всегда есть что об этом сказать.
Стратегический проект
Разделенный на две площадки — ГЦСИ и ММСИ в Ермолаевском — второй, Стратегический проект под названием "Неокончательный анализ" курируется российским искусствоведом Еленой Селиной. Он — как бы дополнение, расширение основного. Речь здесь, кажется, о том же, но формат предполагает возможность более размытого, свободного высказывания, чем у художников, строго отобранных для выставки в ЦДХ.
Трапеза бытия
Открывшаяся раньше остальных частей биеннале выставка в галерее RuArts — двенадцать проектов питерских художников, так или иначе связанных с приемом пищи — как физической или метафизической основой человеческой жизни, социальным и религиозным ритуалом, биологическим процессом. Трактовки трапезы тут максимально разнообразные. У Ивана Плюща — зиккурат из сюрреалистических трехногих обеденных столов, у Вероники Рудьевой-Рязанцевой — видео с беспрестанно капающим из женской груди молоком (своего рода первотрапеза), у Ильи Гапонова — апокалиптические застолья, нарисованные нефтью, а у Ирины Дрозд — мистический завтрак идеальных детишек.
Art for Fake
Выставка в галерее "К35" посвящена поддельным сумкам, неумело (или умело) копирующим изделия известных. Двенадцать современных художников пытаются понять, что фальшивые "Гуччи" и "Луи Вюиттон" говорят о нашем времени, осмысляют эти незамысловатые симулякры в графике, фотографии, инсталляции, фотографическом исследовании. Так, например, краснодарская группа Recycle отливает подобие "фейковой" сумки в золоте, а Аслан Гайсумов на манер Херста помещает ее в аквариум с муравьями, чтобы посмотреть, как безразличная к власти громких имен жизнь обустроит безжизненную, ставшую анонимной вещь.
Арсений Жиляев. "Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы" (фрагмент инсталляции), 2012 год
Фото: Предоставлено автором
Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы
Отчасти кураторский проект, отчасти — персональная выставка Арсения Жиляева в Третьяковке на Крымском Валу. Молодое искусство в таких объемах редко проникает в Третьяковку, так что событие это — уникальное. Жиляев — одна из главных фигур московской левой художественной сцены. Его главная идея: искусство должно не вбирать в себя жизнь и политику, а само выходить в нее, переставать быть искусством; художник же должен ощутить себя рабочим, интеллектуальным пролетарием. Соответственно "Музей пролетарской культуры" — своего рода альтернативная история русского искусства как производственной и революционной практики: от советского авангарда 20-х — 30-х до движения "ОккупайАбай". Часть экспозиции занимают работы из коллекции Третьяковки, часть — превратившиеся в реди-мейды предметы советского и постсоветского быта, часть — вещи самого Жиляева.
Школа свободы
Еще один кураторский проект Жиляева и художника Богдана Мамонова — как бы практическая реализация популярных в среде русского левого искусства идей об образовании как самом насущном объекте приложений усилий художников. Выставка в галерее Paperworks — результат длившейся несколько месяцев серии мастер-классов, которые современные художники, среди которых Антон Литвин, Николай Олейников, Александр Повзнер и другие, устраивали в московской Европейской гимназии: поиска разных способов передачи опыта, языка современного искусства детям и подросткам.
Владимир Антощенков. "Фельдмаршал-прораб", 1974 год
Фото: Сourtesy Центр фотографии имени братьев Люмьер
Петербург. Urban Classic. Владимир Антощенков
В программу молодежной биеннале Владимир Антощенков попал благодаря причастности молодого куратора Катерины Зуевой. Это — классик петербургской фотографии, уже 40 лет снимающий Северную столицу во всех ее проявлениях и ракурсах. По отношению к городу Антощенков — как бы лирик-ученый. Он выпускает слегка сентиментальные фотоальбомы и одновременно заведует кафедрой урбанистики в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете. Ретроспектива в центре имени братьев Люмьер — первая большая его московская выставка.
FlowMasters
Проект, устроенный заводом "Флакон" и галереей Street Kit,— нечто вроде параллельного фестиваля, посвященного разного рода уличному искусству — от концептуальной скульптуры и граффити до перформансов и уличных видеопроекций. Целью программы, по заявлению ее организаторов, является ни много ни мало "изменение интерфейса города". Среди гостей — ряд видных деятелей стрит-арта из Италии, Франции и Испании, а также заметные украинские граффитчики Interesni Kazki. Гости будут преображать фрагменты "Флакона", парка Горького и, вероятно, еще какие-нибудь городские пространства.
Игорь Гулин
Коммерсантъ