Роль личности в истории: к юбилею Василия Сурикова

175-летие художника Государственный Русский музей отмечает выставкой, в которую вошло 120 картин, акварелей и рисунков абсолютного классика отечественного искусства, художника из букварей, популярных брошюр о русской истории и учебников по живописи.
Фото: Государственный Русский музей


К юбилею напрашивался простой хронологический принцип; в его пользу, казалось, говорит и сочная биография Василия Сурикова (1848–1916). Уроженец Красноярска, потомок донских казаков, пришедших на берега Енисея вместе с Ермаком, гордился своим происхождением.


На средства местного мецената Суриков отправился завоевывать столицу, со второй попытки «взял» Академию художеств, был среди первых студентов. Как позже сам вспоминал, в то время в деньгах не нуждался, постоянно получая награды за этюды — от 25 до 100 руб.


Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей


В финале учебы — золотая медаль за дипломную работу и право на длительную поездку за границу на казенный счет. От такого предложения не принято отказываться, но Суриков отказался. В пользу другого: художнику предложили создать эскизы росписей храма Христа Спасителя. Вскоре последовала женитьба на француженке Елизавете Шаре и переезд семьи в Москву.

Далее, как в телесериале, ранняя смерть жены, решительный отъезд в родные края — как думалось, навсегда. Но уже через полтора года возвращение в Москву и продолжение успешной карьеры исторического живописца. И ближе к финалу — картина «Степан Разин» (1906), где Суриков в образе главного персонажа вывел себя, навсегда оставив зрителям вопрос: почему? Ответы варьируют от банального «не нашел более подходящей модели» (а Суриков не работал «из головы») до глубокомысленного «художник на склоне лет размышлял о роли личности в истории».

Может быть, думал о том месте, которое сам займет в истории искусства. Впрочем, Александр Бенуа в начале ХХ века определил это место: «Суриков был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. В своих картинах он... как бы зовет вас пережить вместе с ним события прошлого, вместе с ним подумать о судьбах человеческих и судьбах народных».


Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей


Выставка, организованная при поддержке Банка ВТБ, избегает следования хронологическому принципу. Она начинается именно с «Разина». Огромное полотно — 3 на 6 м — было отреставрировано специально к выставке. Рядом — последняя крупная работа Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» (1912), где для главного персонажа позировала Анастасия Добринская, подруга его поздних дней. Куратор Павел Климов (в ГРМ он заведует отделом живописи второй половины XIX — начала XXI века) закрепляет актуальный гендерный контекст, поместив здесь же первую картину художника в историческом жанре — «Княжий суд» 1874 года: князь Владимир судит многоженца, на которого пожаловалась одна из жен.

От великого князя, крестившего Русь, прямая дорога к живописи на религиозные темы. Помимо студенческих эскизов, здесь представлены две законченные картины — «Милосердие самарянина» и «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». За последнюю художник как раз получил медаль Академии художеств.


Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей


Четыре эскиза для храма Христа Спасителя показывают, что Суриков не зря отказался от загранпоездки. Картина «Исцеление слепорожденного» из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии широкой публике неизвестна, в Петербурге прежде не выставлялась.

Чтобы сменить настроение зрителя, создан «сибирский зал». Его центр — картины «Меншиков в Березове» и «Покорение Сибири Ермаком». С одной стороны, показана индивидуальная трагедия человека, низринутого с вершин власти в полное забвение. С другой — обращение к истории народа: Ермак растворяется в толпе, которая становится героем.

Картину за рекордную сумму в 40 тыс. руб. приобрел Николай II, который готовился открывать Русский музей. Царь перебил предложение Павла Третьякова — 30 тыс. По словам Павла Климова, в этой картине проявился талант Сурикова-живописца: он лепит форму мазком, почти как Сезанн.


Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей


Героический период Сурикова — «Взятие снежного городка» и «Переход Суворова через Альпы». Последняя — воистину фантастическая композиция: конь полководца скачет на краю пропасти, солдаты вместе с пушками водопадом съезжают с отвесного склона. Воодушевленный Николай II купил эту картину за 25 тыс. руб.

Финал выставки — графика, эскизы иллюстраций к изданию «Царская и императорская охота на Руси XVII–XVIII веков». И маленький акварельный шедевр — портрет младшей дочери Меншикова, которую Суриков нарисовал со своей жены Елизаветы 


Государственный Русский музей
«Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения»
До 13 мая

Автор
Вадим МИХАЙЛОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе