Инженеры вместо дворников

В Россию хотят завозить средний класс


Демографические проблемы России усугубляются отсутствием внятной миграционной политики. Государство не понимает, кто ему реально нужен: чернорабочие, интеллектуалы или те, кто готов работать на бескрайних российских полях.


Секретарь Совета безопасности Николай Патрушев сообщил, что Россия «вступает в наиболее сложный с точки зрения демографической ситуации период»: в ближайшие полтора десятилетия «численность населения в трудоспособном возрасте… уменьшится не менее чем на 10 миллионов человек. При этом резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах фактически исчерпаны».


Цифры страшноватые. При этом все последнее время высшее российское руководство предпочитало весьма благостно говорить на эту тему. Не далее как в апреле Владимир Путин, призывая бороться с нехваткой детских садов,заявлял: «Мы многое сделали по демографической программе – рождаемость, слава Богу, увеличивается, смертность снижается». А в это время в Совбезе зрела тревога…


Между тем эти цифры ни в коей мере не могут считаться сюрпризом.


Демографы многие годы предупреждают, что сокращение численности населения в стране шло, идет и будет идти нарастающими темпами.


Их данные говорят о том, что, хотя пертурбации 90-х углубили негативные явления в этой области, сама тенденция сформировалась давно – еще в 60-е годы зафиксировано падение нетто-коэффициента воспроизводства населения ниже единицы. И более того, эта тенденция носит общемировой характер.


Совершенно очевидно, что никакие частные успехи в борьбе за повышение рождаемости и снижение смертности тенденцию эту не сломят. Для того чтобы падение населения России сменилось ростом или стабилизацией за счет воспроизводства, необходимо добиться длительного периода, в течение которого наши женщины будут рожать в несколько раз больше, чем сейчас. Это было бы чудом, и рассчитывать на это нельзя.


Депопуляция державы, занимающей 13% земной суши, приведет к утере государственности. А тяжелые изменения в возрастной структуре сопроводят это невыносимыми социальными нагрузками и падением производительности.


Тем не менее адекватная иммиграционная политика, способная смягчить проблему, так и не сформирована. И на сегодня Патрушев обещает только проект ее общей концепции. Правительство все эти годы мечется между различными вариантами стратегий, вводит квоты, теперь задумалось о введении балльной системы для регулирования миграции в страну, но так и не сумело ни выстроить систему приоритетов, ни даже внятно сформулировать угрозы, которые несет иммиграция, и способы противостояния этим угрозам. И все это – на фоне усиливающегося отторжения чужаков в российском обществе и включения антимигрантских лозунгов в актуальную политическую повестку.


Сказать, что Патрушев со своими предупреждениями запоздал – ничего не сказать. Потому что все данные были у него и у других ответственных чиновников перед глазами многие годы. Но и его нынешний призыв к «привлечению в нашу страну высококвалифицированной рабочей силы, представителей так называемого среднего класса, способных решать задачи модернизации», вызывает не облегчение, а изумление.


Абсурдность упоминания в этом контексте «так называемого среднего класса» понятна. Но и отвлекаясь от этой «оговорки», заметим, что


задача обеспечить приток в Россию массы высококвалифицированной рабочей силы, «способной решать задачи модернизации», который бы компенсировал убыль трудоспособного населения, оцененную Патрушевым в 10 млн человек, выглядит фантастично.


При этом выдвигается она абстрактно, с глухим упоминанием о необходимости «новых решений и мер».


Адекватная миграционная политика, как демонстрирует опыт других стран, возникает из экономических потребностей, которые соответствующие государственные органы должны верно оценить и совершить точные шаги для их удовлетворения. Все, что делает правительство России, свидетельствует об обратном – условия для создания рабочих мест, которые могли бы привлекать к нам специалистов, ухудшаются, а не улучшаются. И из-за фискальной политики, увеличивающей нагрузку на средний бизнес, и из-за неформальных поборов, и из-за практики отъема предприятий у успешных хозяев в пользу государственных рейдеров. О создании для таких специалистов комфортной среды обитания тоже вряд ли можно говорить всерьез.


Кто определит, каких именно специалистов хорошо бы импортировать в Россию? Представители бизнеса говорят о нехватке инженеров и токарей, но правительство молчит. Оно этих представителей слушать не приучено. Может быть, стране больше нужны фермеры? Вряд ли это можно определить без кропотливых исследований, начинать которые следовало еще позавчера. И вряд ли экономика, искаженная коррупцией и административным давлением, может подать достоверные сигналы.


Проблемы отрицательного воспроизводства населения в странах с высокой долей городского населения, депопуляции, столкновения массы иммигрантов с принимающей их культурой – никак не специфические проблемы России. Но они усугубляются многолетним игнорированием со стороны государства, скорее делающего вид, что оно их решает, чем предпринимающего реальные усилия. Выступление секретаря Совбеза не обнадеживает, потому что показывает: на сегодня у руководства нет настоящей стратегии в миграционной политике.


Газета.RU


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе