В Думе обсудили перспективы Пушкинской карты

Статс-секретарь — заместитель министра культуры Российской Федерации Надежда Преподобная в рамках очередного заседания Комитета по культуре рассказала о ходе реализации программы «Пушкинская карта».

Напомним, что федеральный проект социальной поддержки молодежи «Пушкинская карта» стартовал 1 сентября 2021 года. По последним данным, владельцами карты за это время стали 8,6 миллиона человек, участниками программы — 11 тысяч культурных учреждений по всей стране.

 
По статистике, чаще всего молодые люди используют Пушкинскую карту, чтобы сходить в кино: из 43 миллионов билетов, купленных по этой программе с осени 2021 года, более трети проданы кинотеатрами.

Лидерами среди регионов по количеству оформленных Пушкинских карт стали Москва и Санкт-Петербург. В первую десятку вошли Республика Башкортостан, Краснодарский край, Челябинская, Кемеровская, Ростовская, Волгоградская и Нижегородская области.

Надежда Преподобная рассказала и о ряде недочетов, которые были выявлены Министерством культуры за время реализации программы. На основе анализа этих недочетов будет проведена техническая модернизация «Пушкинской карты» и усовершенствована система безопасности программы. Готовятся соответствующие изменения в нормативно-правовые акты правительства Российской Федерации.

Кроме того, идет постоянная проверка учреждений культуры на соответствие правилам «Пушкинской карты». В мае 2023 года, к примеру, было проверено около 1,5 тысячи негосударственных организаций культуры – участников программы.
 
В ходе дискуссии были высказаны предложения по повышению эффективности программы «Пушкинская карта». Так, председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская предложила синхронизировать реестр мероприятий, доступных по «Пушкинской карте», с электронными навигаторами, чтобы молодой человек всегда мог увидеть в своем смартфоне, какой у него есть выбор на сегодняшний день или вечер.

Представители регионов, принявшие участие в общем разговоре по видеосвязи, поделились своим опытом работы с «Пушкинской картой» и высказали пожелания, связанные с развитием идеи федерального проекта, в частности о расширении действия программы на детей. Напомним, что сейчас она распространяется на молодежь в возрасте от 14 до 22 лет, хотя в музеях, театрах и концертных залах много мероприятий, рассчитанных на более юных зрителей, которым очень нужны яркие культурные впечатления, но Пушкинская карта, увы, пока недоступна.

«Во всех наших филиалах, как и в центральном здании на Пречистенке, действует «Пушкинская карта», — рассказал «Культуре» генеральный директор Музея Л.Н. Толстого Сергей Архангелов. — Но специфика нашего музея в том, что просветительско-педагогическая деятельность у нас всегда была ориентирована на детей младших классов. Конечно, у нас бывают и балы, и выборы Наташи Ростовой из числа посетителей, мы даем сертификат, все это очень красиво, но основная наша аудитория — молодые люди до 8-го класса, которые еще не получили паспорт и не могут получить Пушкинскую карту. И нам хотелось бы расширить ее возрастной диапазон. Если существует Школьная карта, почему бы не объединить ее с Пушкинской?»

Есть предложения расширить возрастной диапазон программы не «вниз», к младшим школьникам, а «вверх», к более зрелым, так сказать, представителям молодого поколения. Замминистра культуры Новосибирской области Оксана Грегул рассказала историю, показывающую, насколько популярна программа «Пушкинская карта» в крупных университетских центрах. В Новосибирской области, по ее словам, Пушкинской картой владеет примерно 62 процента потенциальной аудитории, благодаря тому, что идет постоянная работа с образовательными учреждениями.

Довести эту цифру до 100 процентов не дают масштабы региона — до культурных центров многим его жителям не так легко добраться. Плотная работа областного министерства культуры с вузами имела неожиданный результат: более трех тысяч аспирантов подписали обращение к губернатору, в котором говорится, что возрастной ценз не позволяет им пользоваться Пушкинской картой, но они хотели бы получить те же возможности, что и ее держатели. В итоге в области решили запустить собственный проект, «Лаврентьевскую карту», к которому подключились государственные культурные учреждения области. Аспиранты будут иметь право получить порцию культурных впечатлений на ту же сумму, которая выделяется на год по «Пушкинской карте», пять тысяч рублей в год.
 
Для столичных культурных учреждений Пушкинская карта за два года стала хорошим подспорьем. Театр «Сатирикон», по словам его директора Владимира Казаченко, в прошлом году продал по этой программе 6 900 билетов, в первом полугодии 2023 года — уже 4 900. Поскольку большая часть спектаклей «Сатирикона» имеет возрастной ценз 18+, его молодежную аудиторию составляют в основном студенты, школьники приходят на те два спектакля, в которых место действия — школа («Дорогая Елена Сергеевна» и «Всем кого касается»). Театр не ограничивается работой с образовательными учреждениями и ведет в интернете рекламную кампанию, настраивающую на покупку по Пушкинской карте.

По мнению Елены Ямпольской, программе нужна рекламная кампания — остроумная, яркая, нестандартная. Способная изменить привычки тех, кто никогда не считал поход в музей приятным способом времяпрепровождения. То есть тех 40 процентов, которые пока еще не заказали себе Пушкинскую карту. Возможно, им просто нужно больше времени, чтобы на это решиться.

Автор
Татьяна ФИЛИППОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе