Анна Барсукова: "Все наши фильмы направлены на достижение общественно полезных целей"

Совсем недавно один из отечественных фильмов получил приз за «Лучший документальный фильм» на престижном XXV Шукшинском фестивале.

Зрители документальной киноленты «Между отчаянием и надеждой», делясь своими впечатлениями после просмотра, отмечали, что они будто оказывались в эпицентре событий 30-летней давности и могли наблюдать последствия исторической драмы.  Картина стала полнометражным дебютом кинорежиссёра Анны Барсуковой - автора ряда работ на социально значимые темы. Обладательница множества наград международных конкурсов за лучший саундтрек Гюли Камбарова создала драматичную музыкальную композицию для фильма. Наша редакция пообщалась с создателями киноленты «Между отчаянием и надеждой», узнала о совместной работе создателей фильма и важности документального кино в современном мире.

Анна Барсукова - фоторепортаж Андрея Каспришина 1.jpg
Анна Барсукова - фоторепортаж Андрея Каспришина 

Корреспондент: Анна, почему вы решили работать над фильмом вместе композитором Гюли Камбаровой?

Анна Барсукова:
– Я кинематографист. Работаю в сфере создания социально значимых фильмов с 2017 года. Однако основное высшее образование у меня музыкальное. Я закончила Ростовскую государственную консерваторию им. Рахманинова по классу скрипки в 2006 году. Именно в стенах учебного заведения мы и познакомились с Гюли Камбаровой. После окончания ВУЗа наши пути ненадолго разошлись, поскольку мы разъехались в разные страны. Однако спустя годы совместное творчество вновь объединило нас. И вот уже много лет мы работаем вместе несмотря на большие расстояния и разность в часовых поясах.

Корреспондент: Как же вы работали на расстоянии, проживая в разных странах и на разных континентах?

Анна Барсукова:
– Находясь в киноэкспедиции на Крайнем Севере, я отправляла Гюли голосовые сообщения о своих невероятных впечатлениях. Мои эмоциональные рассказы рождали в сознании Гюли яркие музыкальные образы и ей хотелось как можно быстрее приступить к созданию музыки для фильма.

После первой пробной музыкальной композиции, Гюли попросила меня дать ей свободу музыкальной мысли, чтобы иметь возможность воплотить собственные музыкальные идеи в жизнь. Я прислушалась к её пожеланиям и это оказалось верным решением. Спустя короткое время Гюли позвонила мне по видеосвязи и наиграла несколько мотивов, которые, на мой взгляд, точно отражали характер видеоряда. Так возникла основная тема Борьбы, а из неё выросла тема Надежды. По сути – тема Надежды – это изнанка темы Борьбы.

Я всегда рада работать с талантливым человеком, умеющим тонко чувствовать и рассказывать историю посредством музыкального языка. Ведь музыкальное полотно – это не просто фоновая музыка – это 50% процентов киноматериала, поскольку именно музыка помогает зрителю погрузиться в атмосферу фильма.

Корреспондент: Анна, как вообще Вы приняли решение снимать фильм в посёлке Синегорье?

Анна Барсукова:
– Решение поехать в отдалённую глубинку Дальнего Востока было принято довольно быстро. Я давно была знакома Оксаной Шаповал, которая трудилась специалистом по социальной работе в местном доме инвалидов на Колыме. Она предложила мне снять юбилей учреждения для архива. Но так как я документалист, простая съёмка праздника меня мало интересовала. Я начала изучать информацию о самом посёлке Синегорье и нечаянно наткнулась в интернете на видеоблог коренного жителя Руслана. Мне очень импонировали его рассказы о своём детстве и о посёлке. К тому же, по счастливому стечению обстоятельств, Руслан оказался соседом Оксаны. Так все события и герои сошлись в одной точке, и я приняла совершить кинопутешествие в Магаданскую область.

Корреспондент: Гюли, в какой момент Вы подключились к работе над музыкой к фильму?

Гюли Камбарова.jpeg
Гюли Камбарова

Гюли Камбарова:
– Когда я впервые увидела фрагменты отснятого материала, я была поражена художественностью и реалистичностью картинки. Прямо с экрана на меня повеяло морозным воздухом и атмосферой забвения русского села. Видеокадры, полные драматизма вдохновили меня на создание соответствующей музыки: гулкой, мрачной, немного пугающей. Однако фильм не сосредоточен только на заброшенных зданиях. Режиссёр умело выводит в сюжете линию надежды, показывая уникальную, девственную природу, церковь с голубыми куполами, гармонично расположенную среди заснеженных сопок и, конечно же, долгожданный самолёт! Мне хотелось музыкой поддержать это ощущение возрождающейся надежды, хотелось помочь зрителю и слушателю закрепить его в душе и настроить его на веру в лучшее!

Корреспондент: Расскажите немного о том, как проходил съёмочный процесс?

Анна Барсукова:
Несмотря на сложные климатические условия, мы старались снимать ежедневно и съемочные дни были довольно насыщенными. Морозная погода и быстро сменяющиеся события, вынуждали нас следовать за героями, без возможности специально выстраивать красивые кадры или дожидаться определённого освещения. Нам приходилось практически всё время вести репортажную съемку, но мы всё равно стремились к художественности и эстетической красоте кадров.

Корреспондент: Анна, недавно Вы получили профессиональную награду, с чем мы Вас искренне поздравляем. XXV Всероссийский Шукшинский фестиваль – это первый фестиваль, куда вы отправили работу? Поделитесь впечатлением от пребывания на смотре.

Анна Барсукова:
Мы начали отправлять заявки на фестивали сразу, как только фильм был закончен. Премьера фильма состоялась на престижном фестивале «Докер» в Москве в июне этого года. Также фильм уже был показан на зарубежных фестивалях в Англии и США, скоро будет показан в Бутане и других странах. Было невероятно увидеть свой фильм на огромном экране. Это было особенно волнительно, ещё и потому что «Между отчаянием и надеждой» - это мой первый полнометражный фильм. На XXV Шукшинском фестивале картину приняли очень хорошо. Присутствующие задавали много вопросов. Зрителям было интересно узнать подробности о киноэкпедиции и о жизни людей в посёлке Синегорье.

Корреспондент: На какую технику вы снимали фильм «Между отчаянием и надеждой»? Как повела себя техника в экстремальных условиях работы?

Анна Барсукова:
Мы с ассистентом в основном снимали на две камеры Canon EOS R6 и Canon 90D. Объективы линейки Canon и Tamron. Продукция фирмы Canon часто путешествует с нами по разным регионам России. Мы снимали и под сильным снегопадом, и при больших передах температуры – техника никогда нас не подводила. Мы всегда уверены в ней.

Корреспондент: Гюли, почему Вы выбрали создание музыки к документальному кино, как способ самовыражения?

Гюли Камбарова:
Каждый раз, когда мы с Анной работаем над новой историей, мы вкладываем в эту работу частичку своей души. Затрагиваем не только много времени, но и своей энергии. Каждая история – маленькая жизнь. Мы проживаем её вместе с героями, познаём этот мир через жизнь персонажей на экране, учимся чему-то новому, наше мировоззрение трансформируется после каждой истории. Мы будто взрослеем каждый раз, создаём очередное кино. Это очень увлекательный процесс! Кроме того, документальное кино, на мой взгляд способно заставить зрителей задуматься о проблемах нашего мира и попробовать поискать решение этих проблем.

Корреспондент: Анна, Вы хотите что-то добавить к словам композитора?

Анна Барсукова:
Все наши фильмы направлены на достижение общественно полезных целей, способствующих решению социальных проблем в обществе. Нам приятно осознавать свою сопричастность в этих вопросах.

Корреспондент:
Какие у вас планы по дальнейшему продвижению фильма?

Анна Барсукова:
На данный момент мы сосредоточены на фестивальном прокате фильма. Параллельно мы ведём переговоры с несколькими площадками, заинтересованными в показе фильма на тематических мероприятиях. Как только даты показов станут известны – мы опубликуем эту информацию на официальном сайте фильма, чтобы наши читатели тоже смогли прийти на просмотр.

Корреспондент: Анна и Гюли, мы благодарим вас за качественно выполненную работу и желаем успеха вашему фильму.

Материал подготовила Вероника Сафонова

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе