Октябрина Потапова: «Мне повезло заскочить в “уходящий поезд” классической детской мультипликации»

Её назвали Октябриной по просьбе дедушки. Для домашних и друзей она — Октя. Яркая, энергичная.

 А для всех в Якутии — первый художник-гримёр в театре и в первом полнометражном документально-художественном фильме «Серединный мир» («Орто дойду», 1993) создателя «Сахафильм» Алексея Романова. Первый режиссёр-мультипликатор. Первая и единственная из якутян, сотрудничавшая с «Союзмультфильмом».

Лауреат российских и зарубежных кинофестивалей, сегодня Октябрина Потапова — генеральный директор ООО «Анимационная студия -50» в Якутске.

   

— Октябрина, поставив в 2013 году фильм «Четыре обезьяны» для альманаха «Весёлая карусель», вы не только расстались с «Союзмультфильмом», но и вернулись на родину — в Якутск. Почему?

— В Якутск меня вернули перед началом пандемии в 2019 году, видимо по воле небес, семейные обстоятельства. Потом мир перешёл на формат on-line, и необходимость возвращаться в Москву вовсе исчезла. К счастью, мне хватило сил полностью пересмотреть свои возможности существования в новых условиях. В 2021-м создала свою «Анимационную студию -50».

— Как складывалась ваша жизнь до того, как в 1997 году, окончив в 1990-м Театральное художественно-техническое училище в Москве, поступили на Высшие курсы сценаристов и режиссёров, а спустя 4 года — на легендарную киностудию?

— По линии папы мы потомки Дерсу Узала, мой дедушка был кадровым охотником, по линии мамы, родившейся на золотых приисках, — потомки Тунгусского метеорита. Так в шутку обычно начинается история нашего рода… Папа, инженер-строитель, мог всё! В художественной школе, куда меня отдали в 9 лет по настоянию учителей, оказалась самой упакованной в пору советского дефицита: планшеты, кисточки из беличьих хвостиков он делал своими руками. Благодаря маме, учителю русского языка и литературы по образованию, я выросла на хороших книгах, точнее, когда была совсем маленькой, — на иллюстрациях. Затем и на альбомах великих художников.

— Самое радостное и самое печальное переживание в детстве?

— Печаль и детство для меня совершенно несовместимы. А вот радостного!.. Я была активным ребёнком… Однажды меня заперли в кладовой. Единственный источник света — щели между досок в двери. Никакого страха, только восторг! Я попала в таинственный мир. Там висели заячьи шкурки, рога, стояли загадочные большие узлы… В подвале, прикрытом слоями досок — за ними шла дверь вниз, нашла огромную ледяную глыбу — морозильник для хранения мяса и рыбы. Мне же она показалась огромным алмазом. «Так мы, оказывается, богаты! Но почему алмаз прячут?» Сама и ответила: если все узнают, маму с папой посадят в тюрьму. Какой ужас!.. А то неожиданно испытанное чувство абсолютного богатства и счастья стало фундаментом моего безграничного неугасающего оптимизма.

— Что в итоге повлияло на выбор профессии?

— Первая — швея-мотористка, которую приобрела в школе на профподготовке. Путь ко второй — художник по гриму, мастер исторической причёски — сложился из детских впечатлений. Восторг вызывали фильмы-сказки с участием Георгия Милляра. Его Баба-яга навсегда застряла вопросом: как это сделано? А мистический «Вий» по-прежнему недосягаем по художественному мастерству. Кроме того, впервые попав в 1980-х в Москву, чётко определила для себя, что учиться буду только здесь. Когда же ещё подростком меня приняли, сделав исключение, в театральную студию, в которую зачисляли только студентов, моя мечта работать в театре художником-гримёром укрепилась окончательно. В итоге 8 лет заведовала гримёрным цехом в Саха академическом театре им. П. А. Ойунского.

…1990-е, в которые погрузилась страна, полностью изменили моё мировоззрение. С тех пор мечтами больше не живу. Но получила огромный опыт работы в творческих коллективах. И видимо, что-то сделала правильно. Небеса открыли мне новую ступень развития. Мультипликация стала моей планетой. И это не профессия. А просто сама жизнь.

— Похоже, для вас вопрос: рисованная или кукольная анимация — не вставал…

— Если бы родилась на 10–20 лет раньше и случайно очутилась на «Союзмульфильме», то точно стала бы «кукольницей» только из-за «Чебурашки» и «Домовёнка Кузи». Встречу с рисованной анимацией и с Фёдором Савельевичем Хитруком считаю судьбой — я его последняя ученица, которая смогла себя реализовать.

— В чём суть метода обучения Хитрука?

— Фёдор Савельевич никогда не позволял себе никакого превосходства над кем-либо. Всегда вдумчив, каждое слово выверено. Если у него возникали сомнения, то просто формулировал вопрос. Скажем, когда мой дебютный фильм «Однажды» (2002) был запущен в производство, спросил, уверена ли я в сцене с зайцем в финале, пояснив, что она несколько выходит за рамки принятых эмоциональных канонов. «Да! Без всяких сомнений». — «Ну что ж, экран покажет».

Когда фильм вышел в прокат, я снова оказалась по делам у Хитрука. Первое, что услышала от него, ввергло меня в шок: «Вы были правы — сцена с зайцем получилась…» И мы стали обсуждать новые проекты. Однако то, что Фёдор Савельевич продолжает учиться вместе с тобой… Невероятно!.. На такое способен только сильнейший человек, каким он и был. Ни с чем подобным я больше никогда не сталкивалась.

Хитрук — это вершина, которая призывает тебя к полному самопожертвованию. Но! Так деликатно и с таким уважением, что принимаешь это как призвание, готовая, как художник и режиссёр анимационного кино, идти до конца.

— С какого события началась ваша дружба с Иосифом Боярским, деканом факультета режиссёров и художников мультфильма на Курсах и режиссёром «Союзмультфильма»?

— По приезде на Курсы нам сразу определили руководителя группы, поэтому с начальством мы напрямую не общались. С первых дней занятий, с утра до вечера, мы смотрели мультики. Через три месяца собралась забрать документы. Наш руководитель перенаправил к декану. В глубине кабинета учебной части у окна сидел Иосиф Яковлевич Боярский. «Ну что ж, это ваше право. Насильно мы не имеем право никого держать. Прошу только — потерпите ещё чуть-чуть».

Буквально на следующий день в аудиторию вошёл Фёдор Савельевич. Так благодаря Боярскому я впервые увидела Хитрука и не бросила Курсы.

Иосиф Яковлевич был очень похож на моего отца манерой весёлого, игривого общения. Искромётный юмор, невероятно добрые и лукавые глаза, светящаяся улыбка. Всегда очень оригинально отвечал на вопросы.

DSC04592
Аида Зябликова и Октябрина Потапова, режиссёр анимационного кино

— Что с воплощением вашего давнего проекта, посвящённого культурному наследию народов Севера, в котором фильм «Однажды» о двух братьях-охотниках и лесном чудище, кажется, отправной?

— «Северная программа» — часовой проект анимационных фильмов — ждёт реализации…

— Не представите коротко каждый?

— «Лыыбырда» — якутская народная сказка, в которой человек живёт в гармонии с природой и каждый день вместо добычи возвращается домой с новой песней. «Ворон и Луна» — чукотская легенда о силе любви. Сказка народа манси «Мальчик Идэ» о том, как благодаря мудрости бабушки её внук, трусишка Идэ, оказавшись в тайге, перебарывает страх и находит друзей. Эвенская легенда «Как Человек с Оленем подружился» — трогательная история спасения Оленёнка Мальчиком, не побоявшимся злого ветра Котура. В основе фильма «Как Лиса богатство добывала» — ненецкая народная сказка о хитроумных проделках Лисы, которая из-за своей страсти к обогащению и обмана едва не поплатилась жизнью. Сказка народа ханты «Спасатели солнца» о маленьком Зайчике с очень большим сердцем, который вернул солнце в тайгу.

— Видимо, Юрий Норштейн ваш талисман. В соавторстве с Наталией Абрамовой он написал сценарий к «Дедушкину валенку» (2010). Когда у вас не оказалось финансовой возможности пригласить на озвучание актёра, вызвался его заменить. К тому же исполнил соло две песни. В «Ненастоящей девочке» (2012) его голос у дедушки-лесника. Каким Юрий Борисович открывался вам в студийной обстановке?

— Получив сценарий «Дедушкин валенок», я поняла: «Юрий Борисович — человек монументальный». Однако часовой проект фильма реализовать было невозможно. Не с кем, не на чем и не на что… А сценарий уже утвердили в Госкино. В итоге именно благодаря имени Норштейна случайно, а может по воле небес, нашли режиссёра Потапову, которая из Пришвина сделала своё маленькое кино. На XVII ОРФАК (Суздаль, 2011) Норштейну вручили приз за лучший дебют — за актёрскую работу и сольное пение в этом фильме.

— Трудно уловить, какая песня в самом начале…

— У неё нет названия… Записав основной текст — рассказ Пришвина, который от автора читает Норштейн, мы располагали временем для дальнейшей записи. По личной инициативе Юрий Борисович исполнил кроме известной «Вниз по матушке, по Волге...» некий «напев». Мы с редактором Наталией Николаевной Абрамовой буквально замерли от восхищения и растерянности, что выбрать. Нашу проблему решил звукорежиссёр Григорий Чернявский, который нашёл потрясающее звуковое решение ко всему фильму. Поэтому душевное «мычание» Норштейна, как назвала потом его «напев» Абрамова, воспринимается на первых минутах мультипликата Владимира Шевченко как самостоятельная песня. Таковы причуды творческого процесса. К счастью! Рада, что смогла открыть новую грань таланта Норштейна.

— В «Однажды» вы рискнули опробовать свою оригинальную находку — «сохранение живого рисунка». Вначале «идёт сведение рисунков» (здесь их пять тысяч!), «затем раскраска цветными карандашами на белой бумаге. Далее — наслоение». Психологически тонко выверенный «Дедушкин валенок» — чёрно-белая графика. Скрупулёзно выписывая от руки каждый кадр, неужели не сожалели о затраченном времени?

— Как говорил Хитрук, у настоящего анимационного кино есть только один закон хорошего кино: «Оно или есть, или нет». Моя технология в фильмах доказывает, что моё кино есть. Главное — уметь это делать, а не только хотеть.

— Случалось ли, что эпизод занимал у вас целый день?

— В «Дедушкином валенке» над решением эпизода, в котором повествуется о болезни деда Михея сидела около недели. Как через законы движения показать болезнь? Как найти главную, отправную компоновку? Стала вспоминать родных, знакомых — кто как болел, как это выглядело. Постепенно погружаясь в океан своей памяти, вернулась в детство. Когда-то папа повредил позвоночник — несчастный случай на стройке. Лежал парализованный. Вердикт врачей: «Вряд ли встанет». Зайдя в комнату и впервые увидев его таким, осторожно спросила: «Как дела?» В ответ: «Какой сон я сегодня видел... Я медведя завалил, пять волков и зайцев целую кучу…» Мне показалось, что папа сошёл с ума, и потихоньку вышла… В тот миг я осознала, что такое жизнь. Это — движение. Если его нет, нет и жизни.

Так родилась сцена, где дед Михей мечтает о рыбе, сидит в баньке и парит ноги. Удалось вырваться визуально из бытовухи, а статику оживить через трёхмерный переход. Это был первый пробный мультипликат. Владимир Шевченко справился с ним блестяще! Дальше всё пошло как по маслу.


— Пожалуйста, подробнее о сюжете «Четыре обезьяны». Точнее, об Александре Тимофеевском, с которым общались, вероятно, нередко...

— После смерти Боярского Александр Павлович стал для меня близким, душевно-родным человеком в работе. И таким навсегда останется… Мы мечтали, строили множество планов!.. Подготовили с ним несколько проектов. Но утверждены были в тот год «Четыре обезьяны».

…Хитрук, Боярский, Тимофеевский, Норштейн — каждый из них в отдельности является творческой личностью в истории нашей страны. Но для меня они стали единой общей семьёй, в которую приняли меня на своей планете «Мультипликация» как одну из времён года — «Зима». Мне даже прозвище Юрий Борисович придумал — «Дева Севера».

— Какой этап для вас, как режиссёра, особенно сложный?

— Самый главный этап для всех — разработка проекта, самое сложное — найти идею фильма. На этом этапе определяется уровень и возможности режиссёра.

— Что за вашим неизменным совмещением режиссёра и художника?

— Попав на Курсы, мне повезло заскочить в «уходящий поезд» классической детской мультипликации. К сожалению, наше детское кино превратилось в бизнес, а дети — в планктон, на котором стали зарабатывать деньги. Не хотела в этом участвовать. Мои учителя меня поддержали. Поэтому художник Потапова безропотно работала на режиссёра Октябрину Потапову. Кто другой будет работать бесплатно? А сейчас режиссёр и художник оберегают мультипликатора Октябрину Потапову и дружно работают над реализацией своих проектов.

— Что отличало постоянного художника-мультипликатора во всех без исключения ваших фильмах — Владимира Шевченко?

— Владимира Антоновича сравнивать мне не с кем. Настоящий профессионал, умеющий работать на идею режиссёра. Мне очень не хватает его сегодня…

— Ваши слова: «Мультипликация — это движение, скорость <…> за 1 секунду — мелькает 24 рисунка! Это — мой жизненный ритм»…

— Слава Богу, хватает ума делать все свои дела не в один день, поэтому пока всё достаточно гармонично для меня. Главное, как показывает практика, зритель ждёт моё кино.

В 2022 году Минкультуры РФ объявило набор заявок от организаций кинематографии на предоставление субсидий на производство национальных фильмов. Пытаюсь уже от своей студии претендовать на господдержку, в которой нам на протяжении нескольких лет отказывали.

— Свой недавний мастер-класс в местной библиотеке вы назвали «Тайны анимации». Однако самая тайная тайна для вас по-прежнему за семью печатями?

— Хочу дойти до конца и понять, что же во мне увидели Боярский с Хитруком, которые так и не отпускают меня.

Перед смертью Фёдор Савельевич дал мне жёсткую установку: «Продолжать делать своё кино и не останавливаться» — и даже определил форму до лучших времён — «работать в стол». А Боярский взял с меня клятву, что буду продолжать работать дальше. Их признание меня, как художника и режиссёра, — высшая для меня награда. Но есть один вопрос к себе: «А вдруг они ошиблись?!.»

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе