Владыка Иоанн (Вендланд)

Основу книги, предлагаемой вниманию читателей, составляют воспоминания Л. Б. Шишхановой о встречах с митрополитом Иоанном в 1977–1989 годах. Любовь Башировна приехала в Ярославль в 1972 году после окончания Московской консерватории, чтобы со временем стать «хозяйкой» органа Ярославской филармонии . В концертном зале и произошло ее знакомство с Владыкой — он часто посещал филармонические концерты, а в силу своего неустанного интереса к людям скоро познакомился и с органисткой. К счастью, Любовь Башировна вела в ту пору дневник — это придает особую ценность ее рассказам о встречах с митрополитом: их летопись не воссоздавалась по памяти, впечатления не искажены патиной десятилетий. Из повествования становится известным многое ценное и неповторимое: круг общения митрополита, его мысли о разных происходивших в стране событиях, его вкусы в литературе и искусстве. Нередко в своих беседах Владыка обращается также к прошлому, близкому и давнему. Со страниц столь достоверных воспоминаний встает удивительно живой и яркий образ, в котором исключительная духовная высота сочетается с необычайным человеческим обаянием.

Во второй части книги представлены художественные работы Митрополита Иоанна. Глубокий его интерес к музыке был впитан, в буквальном смысле, с молоком матери, — его мама Нина Петровна, урожденная Кашнева, хорошо играла на фортепиано. Кроме того, она же привила будущему архиерею и любовь к живописи — сама долгое время занималась ею под руководством художника И. П. Похитонова. Ярославцы уже знакомы с этой гранью жизни архипастыря: в 2009 году к юбилею Владыки в Ярославском художественном музее состоялась выставка его акварельных работ, в свое время подаренных автором Т. Л. Васильевой  . (Некоторые из них входят в музейное собрание.) В этой книге акварели впервые приводятся в столь представительном объеме. Несомненный интерес представляют краткие пояснения автора к некоторым из них — «Основы моей абстрактной живописи».

Из воспоминаний митрополита Иоанна и трудов Сергея Андреевича Зегжды  хорошо известно о роли митрополита Гурия (Егорова) в судьбе Владыки, об их жизни в Средней Азии. Тем интереснее будет для читателя впервые увидеть некоторые фотографии того времени (они также из собрания Татьяны Львовны).

В этом же разделе впервые публикуется не раз упоминаемый в беседах митрополита Иоанна и в статьях о нем киносценарий «Иннокентий – миссионер Русской Америки», написанный Владыкой во время его служения Патриаршим Экзархом Северной и Южной Америк в сане митрополита Нью-Йоркского и Алеутского. Речь идет о святителе Иннокентии (в миру Иване Евсевиевиче Попове-Вениаминове), великом просветителе народов Сибири, Дальнего Востока и русских владений в Северной Америке, который закончил свое архиерейское служение митрополитом Московским и Коломенским. Личность этого святителя всегда  притягивала Владыку Иоанна: напомним, что домовая церковь в новой резиденции  архиерея, выстроенной им у церкви Федоровской иконы Богоматери, была освящена во имя святителя Иннокентия.  Текст киносценария подготовлен к печати М. П. Рахмановой . Марина Павловна также была лично знакома с Владыкой — ее послесловие завершает эту книгу.

К изданию прилагается диск с аудио-записями проповедей Митрополита Иоанна.

Остается сказать слова благодарности Надежде Игоревне Мальцевой и Михаилу Александровичу Богомолову за любезно предоставленные фотографии.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»