Отец Рафаил (Сергий Симаков) / В полутора метрах от земли

Отец Рафаил: «В полутора метрах от земли человеком себя чувствую»

Сколько ипостасей может соединиться, сплавиться в одной личности? Сколько красок нужно, чтобы написать картину? Художник, священник, иеромонах объединились в Сергее Симакове. Отец Рафаил живет в деревне Загайново под Угличем. Судьба не обделила событиями и встречами с яркими людьми настоятеля храма Михаила Архангела.

Абстракция и авангардизм в обывательском представлении плохо вяжутся с образом священника, но неординарные личности всегда опрокидывали правила. «Правда не в картине, но в том, чего она касается: как бы следа какой-то истины», – написал в свое время организатор знаменитой группы «20 Московских художников» Игорь Снегур. Видимо, эту правду искал молодой выпускник Архитектурного института Сергей Симаков. Малая Грузинская в Москве и те самые знаменитые «20 Московских художников» – это не просто слова для него. На этой улице, в подвале дома № 28, прошло немало времени, когда Сергей Симаков писал сам и наблюдал за работой коллег-друзей.
– Нас в этом подвале показывали как зоопарк, – с улыбкой вспоминает отец Рафаил за чашкой чая. Чтобы попасть в то время в Союз художников, нужно было очень сильно постараться. На Малой Грузинской объединили свободных художников, чтобы мы не слонялись по Москве и могли работать.
В то время Сергей пишет много. Особенно близкие сердцу картины они с женой Еленой решают оставлять себе, и тогда художник делает копии, откладывая оригиналы. Он обращается к христианским мотивам, в его картинах появляются библейские герои и святые. Сергей Симаков расписывает стены в храмах, но большую часть времени работает в своем доме-мастерской под Угличем, в деревне Загайново. Этот дом они с женой Еленой приобрели в 1983 году, чтобы отдыхать от шумной Москвы.
– Суеты в Москве много было, – с грустью говорит художник, – да и там я жил на 14-м этаже, а здесь, в полутора метрах от земли, человеком себя чувствую. Нашли мы здесь себя. И церковь нужно было восстанавливать.
В 2001 году в Ярославле в Художественном музее проходила выставка картин Сергея Симакова. В это время художник сильно болел и перенес операцию. На выставке три картины начали мироточить. Удивительно, но факт – мироточение продолжилось на выставке в Костроме.
Многие картины отца Рафаила сейчас находятся в Угличском музее. «Под благодатным покровом» – постоянно действующая выставка Сергея Симакова.
В 1991 году Сергей Симаков принял сан священника. C того момента изменилось все:
– Поменялся образ жизни, – рассказывает отец Рафаил, – как внешне, так и внутренне.
С тех пор отец Рафаил не написал ни одной светской картины, занявшись только иконописью.
 

Последние записи в блоге

Как я впервые взял в руки альбом художника Григорьева (7)
К тому времени, когда Григорьев писал сирень в углу своего французского сада, Блок уже вырубил свою сирень в России, а Ходасевич написал это стихотворение. И далась же им всем эта сирень…
Как я впервые взял в руки альбом художника Григорьева (6)
… И все что-то ноет в душе, что-то тянет куда-то.
Трагедия Русского. Русского художника без России, который живя и умирая вне ее, никогда не станет по-настоящему русским художником.
Как я впервые взял в руки альбом художника Григорьева (5)
В 1922-23 гг. в Европе и США гастролировала труппа МХАТа, и в уборных артистов Григорьев писал портреты артистов в гриме и костюмах, в тех в которых они играли роли пьес: «На дне», «Царь Федор Иоаннович», «Братья Карамазовы», «Вишневый сад».
Как я впервые взял в руки альбом художника Григорьева (4)
Чем больше я о нем узнавал, тем больше мне этот человек нравился. Мне-то самому в моей жизни и в художестве моем никогда не хватало ни смелости, ни хорошего безрассудства. Самое противное - всегдашняя трусость моя. У такого не может быть «полноценной» жизни настоящего художника.
Как я впервые взял в руки альбом художника Григорьева (3)
Начав писать о Борисе Дмитриевиче Григорьеве, я уже в который раз в своей жизни, по своему легкомысленному характеру, согласился рассказывать о том, про кого я абсолютно ничего не знаю.
Как я впервые взял в руки альбом художника Григорьева (2)
Просьбу написать о художнике Борисе Григорьеве я через Алексея Юрьевича Суслова получил от хорошего знакомого моего, ныне сидельца «Матросской Тишины» Юрия Васильевича Ласточкина – мэра славного волжского города Рыбинска. Ему, как выяснилось, нравились мои литературные труды, в том числе и те, что были опубликованы в журнале «Угличе Поле», изданию которого он помогает.
Как я впервые взял в руки альбом художника Григорьева (1)

… Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
Анна Ахматова, 1922 г.

Праведные Иоанн, Григорий и Самодержавие (5)

В мае 1917 года преступное Временное правительство сформировало «Чрезвычайную Следственную Комиссию» по расследованию «преступлений» Царской Семьи. «Преступлений» никаких обнаружено не было, но осталось огромное количество допросных документов, в которых, в частности, запечатлены благодатные свидетельства верных  Господу, Царю и России русских людей.

Праведные Иоанн, Григорий и Самодержавие (4)

Наконец пришло время рассказать, как состоялась первая встреча Августейшей Семьи с сибирским крестьянином Григорием Ефимовичем Распутиным.

Запись в дневнике Царя: «1 ноября 1905 года. Вторник. Петергоф. Холодный ветреный день. От берега замерзло до конца нашего канала и ровной полосой в обе стороны. Был очень занят все утро.

Праведные Иоанн, Григорий и Самодержавие (3)

В эти дни, когда особо упоминается Кронштадтский пастырь, особо хочется вспоминать и говорить об отношении простого русского человека, каковым и является этот святой батюшка, к Самодержавной Царской власти в России.

Как же нам, нынешним, рассуждать об этом? Ведь, к несчастью, в  нас нет не только решимости, но и крохотной мысли о  том, что надо жить по Божии, что мы, вообще-то, если припомнить, обещали делать во время совершения над нами, или над нашими крестниками, Таинства Крещения.

1 2

Популярное в разделе «Авторские колонки»