Эдгар Лейтан / Точка схождения

Многоуважаемые читатели моей колонки!
Вопросы некоторых из Вас о том, чем же конкретно Ваш покорный слуга (servulus) занимается, и как возможна этакая странноватая комбинация тибетологии, индологии, христианского богословия и арабистики с исламоведением, да и прочего вдобавок, понуждает меня на некоторые более подробные объяснения.
Так просто на него не ответишь. Но можно попробовать подступиться... 
Закончив в Австрии факультет католического богословия Венского государственного университета по кафедре сравнительного религиоведения, я параллельно обучался и продолжаю своё образование также на факультете филологии и истории культуры этого же университета в области востоковедно-филологических и историко-философских наук. Индология, тибетология, буддология и арабистика с исламоведением как-то сами собою попали в центр моих интересов.

"Не мне, не мне бы говорить о том, что это такое--общение с Богом. Об этом надо спрашивать тех, чьё знание--из опыта. Это очень не похожие на меня люди--подвижники, именно ради общения с Богом отдавшие всё и до конца. Об этом вновь и вновь говорится в евангельских притчах (...) Эти люди--знают."

С. С. Аверицев, София-Логос. Словарь. Дух i Лiтера: Киев 2001

"Вот и прожили мы больше половины...": повторяя вслед за Бродским эту "мантру" middle-life crisis, оглядываешься на пройденное и пытаешься сначала любоваться извивами, а потом и дальше -- пробовать разгадать хитросплетения того, что в повседневности зовут судьбой. Любоваться -- в состоянии благодушия, разгадывать же -- будучи разрываемым "демоном сомнения" (кажется, именно так это звучит в некоторых джайнских рефлексиях по поводу буддийской теории познания), когда душевно-расслабленной уверенности в себе нет и в помине...

Последние записи в блоге

На уход Г. С. Померанцa

Hесколько часов назад окончил свой земной путь Григорий Соломонович Померанц, не дожив буквально месяца до полных 95 лет. Мне не довелось знать его лично, но довольно давно уже, ещё с 1980-х, я знал о его книгах и эссе. Что-то читал, о чём-то рассказывали мои знакомые. Какие-то знакомые у нас были общие. О Григории Соломоновиче мне много рассказывал С. С. Аверинцев, знавший его лично. Но мне-то удивительно другое: насколько глубоко известие о смерти иного, вроде бы лично незнакомого человека, может вызвать движение пластов сознания — ассоциаций и раздумий.

 

"Белочка пришла": мысли о вере и нигилизме

Чудные дела творятся. Очередной жалкий безумец отнял несколько человеческих жизней. Ну сделал, ну ужасно, слов нет. Невзрачный юноша с довольно заурядными чертами лица и тяжёлым, несчастливым взглядом. На вид физиономии — такой же убийца, как и привычно недоверчиво насупившийся в ожидании удара, затравленный сверстниками отличник. Кто не знает, может посмотреть в поисковике: "юрист Дмитрий Виноградов".

К вопросу о джихадах и o зилотах

"Профессор Джон Л. Эспозито совершенно справедливо замечает, что "история исламской общины, начиная от Мухаммеда и до наших дней, может быть прочитана в рамках того учения, что излагает Коран в связи с джихадом. Коранические учения всегда имели существенное значение для взаимопонимания мусульман, их благочестия, мобилизации, экспансии и самозащиты.

Противление
"Георгий Иванович Гурджиев... был замечательным человеком и совершенно не подходящим для конца XX века. Гурджиев — абсолютно чёткий антигуманист: Он считал: всё, что происходит с человеком, — результат выбора, и человеку просто надо это понять. А когда его спрашивали: а вот если вас забирают в концлагерь и убивают, как барана? Он говорил, что надо взять нож и убить человека, который пришёл за вами, и погибнуть в этой борьбе.
Душевное, духовное, сакральное, серьёзное…

Некоторое время назад один из моих читателей заметил по поводу фотографии некоего молодого католического монаха: дескать, не знает толком, "душевное или духовное" у того выражение физиономии. "Скорее душевное, нежели духовное", — добавил чуть погодя. Я сначала даже несколько растерялся, но быстро вспомнил, что так принято выражаться у размножившихся в последние два десятилетия доморощенных знатоков "святоoтеческих писаний", классифицируя "морды лица" сограждан.

Христианская мистика?

Вот один стишок современного поэта Тимура Кибирова (род. 15.02.1955). Кому — забава, детская песенка. Несерьёзный курьёз „поэтического пересмешника“. А по мне так — в нём "весь Закон и все пророки". И какие после этого могут быть "тёмные силы", липкие страхи, вся эта смешная клерикальная мышиная возня за власть и влияние (называющаяся "обычной церковной жизнью"), споры тупоконечников с остроконечниками? Всё так просто — когда б не было так сложно. Просто надо б иногда, хоть изредка, вспоминать про этого, что на ослике.

Да уж

О сущности антихристианского либерализма и интеллигентских "добродетелях"

Да уж. Всегда думал, что симпатии мои скорее на стороне людей, критически относящихся как к нынешнему режиму, так и к фанатика-фундаменталистам, называющим себя почему-то "христианами". Но в выложенном ролике видно, как простой православный парень спокойно и взвешенно пытается отвечать на задаваемые ему провокационные вопросы: "Что такое православие, как ты это понимаешь?".

Нюансы христианского прощения
„Прощаю вас, сэр рыцарь, — сказала Ровена, — прощаю как христианка.
— Это значит, что она вовсе и не думает его прощать, — сказал Вамба.
— Но я никогда не прощу тех зол и бедствий, которые были последствиями вашего безумия, — продолжала Ровена“.
[Вальтер Скотт, "Айвенго"]
Ёжики в тумане

Метафора-упрёк именующих себя "практиками" восточных премудростей вроде буддийской: "Как можно описывать страну, в которой никогда не побывал? Только практик имеет право, по-настоящему может..., и т. п."

Ответ самоназванным практикам: а как можно беззастенчиво утверждать, что "практически знаешь Путь", самостоятельно пройдя каких-нибудь 2-3 метра (в самом наилучшем случае) из известных по картам (текстам, знакомым традиционным начётчикам и востоковедам) нескольких десятков тысяч миль?

В. В. Розанов о любви

Чтение Розановских эссе освежает ум и расширяет сосуды. К его книгам и маленьким заметкам — регулярно возвращаюсь уже третье десятилетие. Всегда, когда нечто трудноуловимое гнетёт, и не хватает воздуха. Всегда найдёшь в нём созвучия своим недоумениям. Неудивительно, что ханжи или люди "идейные" его не любили и не любят. Не могут любить. Идеи на нём обламываются, и системы крошатся.

1 2 3 4 5 ... 8

Популярное в разделе «Авторские колонки»