Эдгар Лейтан / Точка схождения

Многоуважаемые читатели моей колонки!
Вопросы некоторых из Вас о том, чем же конкретно Ваш покорный слуга (servulus) занимается, и как возможна этакая странноватая комбинация тибетологии, индологии, христианского богословия и арабистики с исламоведением, да и прочего вдобавок, понуждает меня на некоторые более подробные объяснения.
Так просто на него не ответишь. Но можно попробовать подступиться... 
Закончив в Австрии факультет католического богословия Венского государственного университета по кафедре сравнительного религиоведения, я параллельно обучался и продолжаю своё образование также на факультете филологии и истории культуры этого же университета в области востоковедно-филологических и историко-философских наук. Индология, тибетология, буддология и арабистика с исламоведением как-то сами собою попали в центр моих интересов.

"Не мне, не мне бы говорить о том, что это такое--общение с Богом. Об этом надо спрашивать тех, чьё знание--из опыта. Это очень не похожие на меня люди--подвижники, именно ради общения с Богом отдавшие всё и до конца. Об этом вновь и вновь говорится в евангельских притчах (...) Эти люди--знают."

С. С. Аверицев, София-Логос. Словарь. Дух i Лiтера: Киев 2001

"Вот и прожили мы больше половины...": повторяя вслед за Бродским эту "мантру" middle-life crisis, оглядываешься на пройденное и пытаешься сначала любоваться извивами, а потом и дальше -- пробовать разгадать хитросплетения того, что в повседневности зовут судьбой. Любоваться -- в состоянии благодушия, разгадывать же -- будучи разрываемым "демоном сомнения" (кажется, именно так это звучит в некоторых джайнских рефлексиях по поводу буддийской теории познания), когда душевно-расслабленной уверенности в себе нет и в помине...

Последние записи в блоге

О трагичности христиaнского сознания

"Следя за службой — очень хорошей, "традиционной", торжественной, думал о каком-то коренном, так сказать, "безвыходном", благополучии, присущем христианскому Западу, может быть, лучше сказать — неисправимой "буржуазности" западного христианства.

Все слова, обряды, молитвы предполагают, являют, дают ощутить какую-то бесконечно высокую трагедию, но именно трагедию (в греческом смысле этого слова). То, что раскрывает Бог людям — неслыханно, невозможно, и трагедия именно в этой неслыханности, которой уже не уместить без остатка, без некоего раздрания в жизнь. Ибо тут всё превышает и потому раздирает жизнь — и радостъ, которой "никто не отнимет от нас" [Ин. 16,22], этот дар.

Паломник и револьвер духа

Я по милости Божией человек-христианин, по делам великий грешник, по званию бесприютный странник, самого низкого сословия, скитающийся с места на место.

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

В какой из религий нет такого явления, как паломничество? При выговаривании этого слова сразу вспоминаются странники, имеющие своей целью достижение заветной мечты — Святой Земли с центром мира, городом Иерусалимом, или Святой Афонской горы с населяющими её подвижниками, или такого суетливого, но и — вечного, Рима. Кто-то иной увидит коловращающуюся вокруг священной Ка‘абы в Мекке Аравийской тьму мусульман, для которых хадж (Hajj), совершённый по меньшей мере раз в жизни, является обязательным «столпом» (rukn) веры ислама. Иной непредвзятый наблюдатель отметит вдруг и толпы мусульман, спешащих посетить бесчисленные места упокоения подвижников исламского благочестия, наипаче же гробницы особо почитаемых суфийских шейхов или пИров на Индостане, а также основанные там же истовыми старцами обители-даргахи, где не престаёт проговаривание или распевание 99-ти «прекрасных Имён» Творца.

Гранитные oтливки

За последние несколько дней накопилось несколько горьковатых мыслей, которые сначала на всякий случай записал на бумажке, и вот решил их выложить. Попробовать "обкатать", что ли.

Некие из размышлений касаются ученичества — вернее, его недостатка. Мы слишком скоро начинаем называть себя учителями, ещё и близко не побывав хорошими учениками.  

Разговор о Боге: девять НЕ

Чтоб высказать тебе... Да нет, в ряды
И в рифмы сдавленные... Сердце — шире!
Боюсь, что мало для такой беды
Всего Расина и всего Шекспира!

М. Цветаева, Из цикла "Провода"

Предлагаю несколько своих комментариев в качестве своеобразного эха на небольшую статью религиозного философа, мыслителя и священника Рамона Паниккара (Nine Ways Not to Talk About God), которая мне попалась при разборе домашних бумажных завалов, и которую мне в своё время дала для изучения религиовед, проф. Беттина Боймер, почитающая Паниккара одним из своих духовных и интеллектуальных наставников.

Таджвид
Когда слушаешь Коран в надлежащем традиционном речитативном исполнении, при этом хотя бы в некоторой степени зная арабский язык, с особой остротой понимаешь, почему так велика пропасть, или стена, — непонимания: между Вселенной исламской культуры и секулярным астрономическим космосом Запада.
«Взорвите себя сами»

Выстрел был сделан в правый висок, и пуля вышла вверх с левой стороны, пробив череп. Виднелись брызги крови и мозга. Револьвер оставался в опустившейся на пол руке самоубийцы. Смерть должна была произойти мгновенно.

Ф. М. Достоевский, Бесы

Изо дня в день, из года в год крепнет во мне убеждение, что красная идеология, подобно злокачественным метастазам распространившаяся по дряхлеющему организму некогдашней «доброй старой» Европы, подобна описанной мрачным гением Эдгара По «маске Красной Смерти». Только, похоже, метастазы эти — не сравнительно медленно растущие раковые, а гораздо быстрее убивающая свою жертву зловещая поросль саркомы.

В. В. Розанов о Востоке
Василий Васильевич Розанов, великолепный стилист, кусачий как оса (когда считал то нужным), весь сотканный из противоречий, которые ему не прощали идейно настроенные современники, ожидающие от живого человека "последовательности" добротно смазанного механизма, писал иногда о Востоке. Он вообще много о чём и много чего писал, — как всякий человек, вынужденный зарабатывать литературной "подёнщиной" на жизнь. Писал, понятное дело, давно, но зато — как злободневно звучит его голос сегодня! И хотя он, по-видимому, мало что понимал в множественности и неоднозначности подлинного "Востока" (как и большинство обывателей: тогдашних ли, или нынешних), однако ж настроения, какие-то смутные общие "вибрации" улавливал чутко, с живостию откликаясь на сообщения газетчиков.
Религия, культура и подмена понятий

Замечание о школьном преподавании 

"Я категорически не могу понять, что такое русская ментальность? И какая бы то ни было другая. Не думаю, что она существует. Здесь речь идёт о желании стилизовать себя: ...это вопрос эстетики и самовыражения".

А. М. Пятигорский, "Я — человек никакой культуры" (из беседы со студентами и преподавателями Тартуского университета 20.08.1992)

Безначальность

Во многих буддийских текстах читаем, что страдания сансары (круговерти существования: рождений, жизней и смертей) не только бесконечны, но, что самое интересное, — безначальны. Меня этот вопрос уже давно томил. Ведь некоторые считают, что буддизм — это прежде всего "философия", а не религия (хотя, кажется, ещё О. О. Розенберг говорил о разных уровнях буддизма: философской и религиозном). Представилась оказия, и я спросил нашего тибетского Кхенпо, как у них в монастырских университетах принято доказывать эту якобы "безначальность коловращающегося бытия"?

К вопросу о христианской медитации: введение в проблематику

Мы называем "понимание" психическим феноменом, что связан особым образом с явлениями изучения и использования нашего человеческого языка, состоящего из слов.
Людвиг Виттгенштeйн, Философская грамматика (Ludwig Wittgenstein, Philosophische Grammatik)

Наверное, каждый из наших современников когда-либо, где-либо слышал слово «медитация». Это связано не столько с расцветом популярности неких древних духовных традиций и практик в европейских обществах (включая сюда, естественно, и российское), сколько с всеприсутствием некоторых слов в средствах массовой дезинформации. С модой на них, так сказать. Козыряние тем, что слышал или читал что-то об опасностях Большого андронного коллайдера или об актуальности «древних ведических откровений» — явления примерно одного порядка. Русская народная мудрость, помнится, говорит о таком всеядном якобы всезнании: «Слышал звон, да не знает, где он»...

1 ... 2 3 4 5 6 ... 8

Популярное в разделе «Авторские колонки»