Про Диму Быкову (реплика Леонида Луцкого)

Обещал своему израильскому коллеге Леониду Луцкому растиражировать его пост про Дмитрия Быкова, что и выполняю с энтузиазмом:

ПРАПОРЩИК ЗОЩЕНКО И КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР ПУШКИН

Чрезвычайно много Быкова на независимых каналах в политических и литературных передачах, на Ютубе, в приличных газетах, в интернете. Его теперь почтительно называют Дмитрием Львовичем и, похоже, российская образованщина объявила его единственным учителем. А по мне Быкова к детям пускать нельзя, он врет как сивый мерин.

У меня по отношению к Диме расхождения с русскоязычной израильской интеллигенцией чисто стилистические. Выспренные иерусалимцы ненавидят его за одно определение. Он сравнил евреев с солонкой во всемирном супе. Сама по себе соль прогорклая и противная, но похлебка, де, без нее невозможна.

Стоп. А ведь это чистейший плагиат. Это Куприн, которого нынче никто не перечитывает, писал, что «евреи потеряв свою родину, играли роль вечной закваски в огромном мировом брожении».

Почувствуйте разницу, обретя родину.

Чем принципиально отличается советская и западная рецептура? В первой всегда прописано количество граммов соли для каждого блюда. В советском общепите солонки были двух видов: «еп твою мать» и «нифуя себе». Первая, это когда ты эту отсыревшую соль трусишь, трусишь, а она не сыпется. А вторая, это когда внезапно летит вниз колпачок и гора соли вдруг оказывается в тарелке.

На либеральном в кулинарном отношении Западе, готовят с намеренным недосолом. Досоли себе, потому что многие считают соль белой смертью и намеренно себя ограничивают. В свободные минуты официанты в наших кафе, наблюдал часто, проверяют и досыпают солонки.

Так вот, сообщаю Быкову, я не хочу отвечать головой за чужой пересол. «Сама, сама, сама».

Быков категоричен, он «пересаливает лицом» и искажает факты.

В литературном цикле «Сто лет..» назвал Зощенко прапорщиком. И образованщина проглотила, передача без купюр повторяется. Позвольте, штабс-капитан Михаил Михайлович Зощенко руководил курсами прапорщиков, в 23 года (!) был представлен к пятому ордену и званию полного капитана (а это по нашим понятиям майор) и только революция помешала этот орден и погоны надеть.

Кстати, табель о рангах на службе, в армии, во флоте, при дворе и, боюсь, в литературе нынче никто не знает. Майор – это коллежский асессор, помните Гоголя?

Подрабатывала у меня на фрилансе девушка, полуторное поколение, успевшая в России поучиться на журфаке. Бойко брала на иврите интервью со звездами нашей эстрады и сильно обижалась, что ее практически не читают. И тогда она решила блеснуть, до читателя достучатся, написала чего-то о пушкинских днях и присвоила камер-юнкеру звание коллежского асессора. Дескать, не оценили наше амхарское все по достоинству.

Уж не Быков ее учил?

P.S. А фельетоны Дмитрия Львовича в стихах, в отличие от его тяжеловесных романов, я люблю. В буриме он хорошо играет. И не только на рифмы, но и на заданные темы.













Несколько комментариев:

Он человек эстрадный, в глубинном понимании. Его действительно много, разброс очень широкий. Иногда, конечно, его заносит. Ну и хрен с ним с прапорщиком.

*****

Супер, супер текст. Согласна с каждым словом. Дима Быков-это кумир постсоветской публики. Его читают даже уважаемые мною люди и не видят ничего. Ни вранья, ни бахвальства. Он типичный Ноздрев.

*****

Быков часто давит своим авторитетом (возможно и физическими размерами) , допуская иногда ошибки, заслуживающие двойку в советской системе оценок. Например, в толстенном кирпиче об Окуджаве из серии ЖЗЛ Быков уделяет музыкальному таланту Окуджавы всего несколько страниц, хотя, если бы не этот талант, Окуджава не был бы таким. каким был. Кроме того, несколько очевидных ошибок в разборах стихов. Например, он называет небезызвестную израильскую исполнительницу песен БШ "Подругой Окуджавы", имея ввиду современное значение этого слова, и строит на этом концепцию стихотворения, хотя никаких оснований у него это утверждать нет. Еще одна грубая ошибка в обсуждении биографии Светлова, также, по мнению Быкова, повлиявшего на Окуджаву. (Готов подробнее рассказать в личном контакте). И все это многие глотают, ибо поражены его эрудицией. Эрудирован он колоссально, но спекулирует этим также часто.

*****

При таком разброса трудно ожидать одинаковой глубины во всем. Некоторые романы его представляются претенциозной чепухой. А есть очень хорошие. Что до историко-литературных книг, тот тут надо специально скрупулёзно проверять - а кто на такое способен? И мало ли кто путает! Вот Надежда Мандельштам однажды взяла да обвинила Эмму Герштейн в том, что та со страху сожгла автограф стихов Мандельштама. Та жгла, но совсем даже не стихи, а квитанцию из Торгсина на получение валюты НЯ. Причем - по её просьбе... Но кто ж будет в такое вникать, если пишет вдова самого Мандельштама? Ей - можно, Быкову - нет!

*****

Быков, Шендерович, Латынина – все кумиры для некоторых друзей. Оберегаемы от моих посягательств и святотатства. Как некогда Борис Николаевич . В советские времена. Для меня – это пережиток совка. Просто я умею отделять слова от мыслей и не запутываться в логике.

*****

Сейчас модно держать Быкова в роли мальчика для битья. Но он давно не мальчик, и доказал это. Он очень талантливый человек, эрудит. Да, часто разбрасывается, да, допускает небрежности и ошибки. Но этим совсем не исчерпывается. А тем, кто ничего кроме ошибок и небрежностей у него не находят, он дает прекрасный повод для самообольщения.

*******

Ну и свои „пять копеек“ © внесу.

Когда я работал над сборником „Дмитрий Быков. 20 лет спустя“ меня спрашивали: «Это книга „комплиментарная“ или наездная?».





Странно. Разве третьего не дано? В том-то и дело, что ни то, ни другое.

Потребитель печатного слова предпочитает эксплицитно проговоренную авторскую позицию. Причем желательно чтобы она совпадала с читательской. Тогда автора любят.

Если она противоположна, но яростно прописана, сочинившего уважают.

Фрустрация начинаться там, где намечается предательский полет над схваткой: социум не толерантен к нейтралитету. Это трактуется как малодушие.

«Вы — сексменьшинство или сексбольшинство?» «Я = сексуальное одиночество».

Очень актуально для каждого, имеющего голос в сакраментальной нашей «медийке» и не желающего при этом голос этот отдавать какой-нибудь из конфликтующих сторон. А других (в смысле — сторон) здесь не наблюдается.

Причем речь об изоляции именно сексуальной тональности. Потому что пожелавшего воздержаться при голосовании как бы трахают. Причем со всех сторон. Напоминает все это метания а-ля доктор Живаго.

Я амбивалентно отношусь к ДЛБ.

С одной стороны, по внушительному набору параметров я числю Дмитрия лучшим из журналистов постсоветской России, ну или, во всяком случае — России «святых» (© Наина Ельцина) 90-х. Одаренным, отважным, особенным, офигительным (как «штаны» из хита Шнура «Экспонат»). И на зависть продуктивным (не скажу — трудолюбивым, он на самом деле, по мне, сластолюбивый сибарит, просто у него дар работать зверски). Принципиальным, что редкость в нашем цехе.

Ну, немного мудаковатым, конечно, однако это нашему журналистскому сословию имманентно в целом. Ну, в самом деле, интервьюер, допустим, обязан порождать у собеседника чувство превосходства, а колумнист — озвучивать банальные вещи, укладывая последние в изящные словесные конструкции; иначе и тот, и другой обречены на недоверие социума, а стало быть и на статус парий в своей собственной страте; я мог бы поставить здесь «смайлик», но хер вам, как любил говаривать (беседуя с репортерами) один из многочисленных почитателей/покровителей Быкова в бытность заместителем министра связи Алексей Волин.

С другой стороны, меня всегда озадачивала самоуверенность поэта и неготовность вникнуть в ироничной тезис Марины Леско — ТАЛАНТ НЕ ОБЛАГОРАЖИВАЕТ СВОЕГО НОСИТЕЛЯ. Кроме того, тот факт, что «Быкф» (© Д. Быков) присягнул светлоликим сам по себе меня не огорчает, но я из санитарных резонов сторонюсь этих людей, поскольку многих из них лично уличал во лжи и подлости.

Но, с какой стороны не взгляни, ДЛБ = глыба.

Евгений Додолев


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»