« Каменный цветок» расцвёл в Ярославле

На сцене театра Волкова 25 сентября ожили уральские самоцветы: балет "Каменный цветок" в постановке Юрия Григоровича представил Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Ярославль, не имея своего театра оперы и балета, такими спектаклями не избалован. Не удивительно, что билеты «на балет» разошлись с такой же скоростью, как и на спектакли фестиваля с именитыми драматическими артистами. Конечно, все понимали, что балет будет под фонограмму, но городу, не имеющему подходящей сцены, не до такой «мелочи». Вот построят Концертный комплекс, тогда и будем, может быть, смотреть по - настоящему. Но вернёмся к балетному спектаклю, в котором такое органичное сочетание музыки, хореографии и декорационно-костюмного оформления, что его приемлешь при любом исполнении. Немного из истории…
Идея создания балета на русский национальный сюжет пришла к Сергею Прокофьеву ещё в конце 30-х годов. В поисках сюжета, он обращался к произведениям Пушкина и «Снегурочке» Островского.  Однако все эти произведения уже были использованы в качестве сюжетов другими композиторами. Через несколько лет в руки Прокофьева попала «Малахитовая шкатулка» Бажова. Под впечатлением от книги он принялся за сочинение музыки на её сюжет (1948 г.). Сочинением либретто занялись жена композитора Мира Мендельсон-Прокофьева и балетмейстер Леонид Лавровский. В основу сюжета были положены сказы Бажова «Каменный цветок» и «Горный мастер». Некоторые сюжетные линии, в частности образ приказчика Северьяна, были позаимствованы авторами из двух других Бажовских сказов: «Приказчиковы подошвы» и «Огневушка-поскакушка». Работая над балетом, Прокофьев изучал уральский и цыганский фольклор. Он использовал в своём сочинении мелодии нескольких народных песен, например, в сцене народного веселья в шестой картине и в сценах девичника Катерины. Цыганский – в ярмарке.  Композитор работал над новым балетом с большим воодушевлением и закончил его к концу 1949 года. « Каменный цветок» не сразу был одобрен администрацией Большого театра. Прошло около двух лет, прежде чем театр, наконец, приступил к репетициям.  Некоторые номера из балета Прокофьев переписала за это время заново. Первая репетиция была назначена на 1 марта 1953 года, а 5 марта композитор скончался. Премьера балета состоялась  спустя год - 12 февраля 1954 года под названием «Сказ о каменном цветке». Балетмейстер — Леонид Лавровский. В роли Катерины — Галина Уланова.
Через четыре года в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (нынешней Мариинке) молодой танцовщик Юрий Григорович предложил артистам в свободное время поставить балет собственными силами. Успех был такой, что «Каменный цветок» включили в официальный репертуар театра. Версия Григоровича возникла в полемике с Лавровским, исповедовавшим официальную эстетику «драмбалета». Согласно ей, балет провозгласили «пьесой без слов» и требовали от него «правды жизни», что выражалось в обилии бытовизмов и умалении роли танца. Спектакль Григоровича изменил положение в танцевальную сторону: в противовес канонам «драмбалета» в спектакле главенствовала стихия танца; пантомимные эпизоды были сведены к минимуму. Хореография в своей основе была классической, но она активно обогащалась как элементами народного танца (например, в сцене помолвки и, особенно в картине ярмарки, ставшей композиционным центром спектакля), так и спортивно-акробатическими движениями (в танцах драгоценных камней, в пластике Хозяйки Медной горы и в ее дуэтах с Данилой). Из спектакля изгонялся какой бы то ни было бытовизм, чему в немалой степени способствовало изобразительное решение, предложенное художником С. Вирсаладзе. В глубине сцены им была размещена большая малахитовая шкатулка, задней стенкой которой становились сменяющиеся панно, указывавшие место действия: уральский пейзаж, подземное царство, ярмарочная площадь, зимний лес.
 Публика кинулась смотреть, критика восхитилась: кончалась эпоха «драмбалета».  Первый балет Григоровича «Каменный цветок»   стал символом нового этапа в истории отечественного балета, символом полета, радости, ощущения безграничности собственных сил.
 В 1959-м успешный спектакль перенесли на сцену Большого театра, где он прожил долгую и счастливую жизнь, выдержав до середины девяностых годов более сотни представлений. Балет ставился в Новосибирске, Таллине, Стокгольме, Софии, Краснодаре (2004). В 2008 году «Каменный цветок» в новой редакции Григоровича поставил Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
К новой постановке балета  Григорович подошел, как мастер Данила к любимому цветку, - обточил, убрав лишнее. Лишившись нескольких пантомимных сцен и любимой Бажовым Огневушки-Поскакушки, нынешняя версия стала компактнее, динамичнее, а с появлением вальса, заимствованного из Седьмой симфонии Прокофьева, - и танцевальнее. Что касается основных моментов сюжета, то они остались в неприкосновенности.
Именно в новой постановке и увидели ярославцы балет «Каменный цветок». Конечно, спустя полвека после создания, спектакль не претендует на ту революционность, которую он произвёл 50 лет назад. Нынешнего зрителя не удивят балетные трико, сменившие «капустные» одежды, танцы самоцветов  не сравнятся с «Драгоценностями» Дж. Баланчина ( кстати, этот балет сейчас идёт на сцене Большого), не в новинку русские пляски и хороводы, акробатика, но…  Не будем вспоминать, что мы узнали и увидели  за то время, которое прошло с создания балета. Давайте попробуем просто смотреть и слушать. Музыка Прокофьева ( не самого лёгкого по восприятию композитора) не утратит современности лет 500, не меньше. Но, органично используемый фольклор, позволяет слушать музыку Прокофьева без обычного напряжения.
 Партию Данилы исполнял Алексей Любимов. Его танец хорош технически, выразителен.  Хотелось бы в некоторых моментах поменьше «балетного», но рисунок танца не всегда это позволяет. Народная артистка России Наталья Крапивина танцует Катерину давно, с премьеры в 2008 г. Но характер роли не заигран, ощущение  трогательности, нежности, любви сквозит в каждом движении её танца.  Актерская энергетика Антона Домашева (также с 2008 г. исполняющего эту роль, увы,  не отягощённую  танцем) такова, что Северьян - образ и гротесковый, и пародийный, становится центральным персонажем.  Очень ярко, колоритно! Самые бурные аплодисменты от ярославских зрителей достались Хозяйке Медной горы (Оксана Кардаш). Эротичная, завлекающая, манящая – она покорила наши сердца!
Массовые сцены исполнены эмоционально.  Сюиты "Подземное царство" с "Аметистами" и "Самоцветами" станцованы старательно и с пониманием, а "Ярмарка" -  безудержно, простодушно и захватывающе. Исполнителей на сцене несколько десятков и все танцуют с такой потрясающей отдачей! Купцы, цыгане, ярмарочный люд - их зажигательные танцы выглядят сплетениями судеб. Станцовано технично, сыграно сочно каждым артистом, по-моему, сами танцовщики испытывают счастье от участия в этом зрелищном пиршестве, от коллективной искренности. Зритель покорён – ладошки отбиты в аплодисментах!


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»