Не станет исключением и концерт - открытие 2 мая. Прозвучат произведения Э. Мирзояна, М. Вайнберга, Д. Шостаковича, Г. Уствольской, К. Бодрова. Концерт нас ждёт насыщенный малоизвестными для широкой публики сочинениями этих композиторов. Поэтому не лишним будет кратко познакомиться с некоторыми моментами из биографий композиторов и с произведениями, которые будут исполнены на концерте, а также и с музыкантами, их исполняющими. Ярославцы, которые не сумеют придти на открытие фестиваля, смогут услышать этот концерт по онлайн-трансляции на сайте филармонии (ссылка на сайт в конце статьи).
Один из самых известных и перспективных молодых композиторов России начала XXI века уже знаком ярославским меломанам. Музыка Кузьмы Бодрова звучала на нескольких фестивалях Юрия Башмета.
2 мая 2017 года IX МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮРИЯ БАШМЕТА в Ярославле открылся спектаклем “Не покидай свою планету” по мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Его исполнили актёр Константин Хабенский и камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Музыкальную партитуру спектакля создал композитор Кузьма Бодров.
2018 год - X ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮРИЯ БАШМЕТА в Ярославле.
"GLORIA" для альта соло, хора и струнного оркестра.
ФИЛАРМОНИЧЕСКАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА "ЯРОСЛАВИЯ"
КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ "СОЛИСТЫ МОСКВЫ"
Дирижёр: Владимир КОНТАРЕВ
Дирижёр и солист Юрий БАШМЕТ.
Композитор — Кузьма Бодров.
8 мая 2021 г. XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮРИЯ БАШМЕТА в Ярославле .
Большой гала-концерт Юрия Башмета завершается композицией «Реквием» с участием актёра Сергея Гармаша.
Композитор — Кузьма Бодров.
2 мая 2022 года - концерт-открытие XIV МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ЮРИЯ БАШМЕТА.
И вновь зрители услышат произведение К. Бодрова "GLORIA" для альта соло, хора и струнного оркестра" в исполнении филармонической хоровой капеллы "ЯРОСЛАВИЯ" и оркестра «Новая Россия».
Кузьма Бодров давно и плодотворно сотрудничает с Юрием Башметом. В 2021 году в честь Дня космонавтики на космодроме Байконур, где в 1961 году состоялся запуск корабля «Восток-1», состоялся большой праздничный концерт, который открылся композицией Кузьмы Бодрова «Мечты о космосе». Музыку исполнил сам автор с участием детского хора «Созвездие» и Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением друга и коллеги Юрия Башмета.
Специально для музыканта композитор пишет "Концерт для солирующего альта и низких струнных". Концерт впервые прозвучал на VII Международном фестивале современной музыки имени Софии Губайдуллиной «Concordia»12 ноября 2017 г.
Юрий Башмет о Концерте К. Бодрова и о его музыке в целом: «Это музыка не только эффекты и новый язык. Чувствуется сильное влияние современной русской композиторской школы: Александра Чайковского ( К. Бодров его ученик), Софиии Губайдуллиной, Альфреда Шнитке». Музыкант назвал музыку концерта К. Бодрова «умной, щемящей и красивой». И добавил: « Сегодня, для того, чтобы писать красивую музыку нужна смелость»
Вечер 2 мая подарит ярославцам вторую встречу с произведением К. Бодрова "GLORIA" для альта соло, хора и струнного оркестра».
Перед прослушиванием видеозаписи предлагаю расшифровать название Gloria - «Глория».
"Gloria"- это одна из частей католической мессы.
Месса состоит из шести частей:
1. Kyrie eleison - «Господи, помилуй»
2. Gloria in excelsis Deo - «Слава в вышних Богу»
3. Credo - «Верую»
4. Sanctus - «Свят»
5. Benedictus qui venit - «Благословен Грядущий»
6. Agnus Dei - «Агнец Божий»
Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу») или Глория — древний христианский богослужебный гимн, входящий в состав католической мессы латинского обряда и англиканской литургии.
Назван по первым словам гимна — «Слава в вышних Богу и на земле мир людям благоволения».
Гимн представляет собой ангельскую песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов и приведённую во второй главе Евангелия от Луки. По этой причине Глорию, по католической традиции, называют «ангельским гимном»
Гимн исполнялся на христианских богослужениях с глубокой древности. В Апостольских постановлениях IV века он назван «Утренней молитвой», причём приведённая форма гимна, лишь незначительно отличается от современной.
В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало в мессе: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам. В итоге сложилась, так называемая, месса-кантата. Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на один из её текстов. Из наиболее известных: Kyrie, Gloria и Credo - Антонио Вивальди, Gloria - Франсиса Пуленка.
X ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ЮРИЯ БАШМЕТА
Кузьма БОДРОВ. "GLORIA" для альта соло, хора и струнного оркестра
ФИЛАРМОНИЧЕСКАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА "ЯРОСЛАВИЯ"
КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ "СОЛИСТЫ МОСКВЫ"
Дирижёр: Владимир КОНТАРЕВ
Дирижёр и солист Юрий БАШМЕТ
Концерт — открытие начнётся с исполнения Симфонии для оркестра и литавр Здварда Мирзояна.
Эдвард Михайлович Мирзоян (1921 г. - 2012 г.) - армянский советский композитор, общественный деятель и педагог, создавший музыкальные произведения классического стиля с жанрово-тематической связью с народной армянской музыкой.
Музыка Э. Мирзояна принесла славу и признание их автору и стране, заняв свое достойное место в мировой музыкальной сокровищнице.
Премьера «Симфонии для оркестра и литавр» Э. Мирзояна состоялась на Третьем всесоюзном съезде композиторов СССР в 1962 году, где получила высокую оценку музыкантов и зрителей. Симфонию считают одним из лучших произведений композитора. В ней отразились стилевые тенденции, характерные для развития современной армянской музыки.
Э Мирзоян написал произведение, в котором господствуют уравновешенность чувств и светлая гармония. Есть в Симфонии элемент драматизма, настроения грусти и даже скорби, но общую ее своеобразную атмосферу определяет ясность духа, изящество мысли, гармоничность мироощущения.
Эдвард Мирзоян. "Симфония для оркестра и литавр".
4 Декабря 2012 г.
Большой зал Московской консерватории.
Камерный ансамбль «Солисты Москвы».
Художественный руководитель, дирижёр — Юрий Башмет.
Солист – Виталий Астахов (альт).
Следующее музыкальное произведение концерта - это Концертино для скрипки и струнного оркестра (соч. 42) композитора М. Вайнберга.
Имя Мечислава ( Моисея) Вайнберга широко известно в музыкальном мире. Д.Шостакович назвал его одним из выдающихся композиторов XX века. Очень необычная и трудная была судьба Вайнберга.
Он родился в Варшаве (1919 г.) в семье композитора и скрипача одного из еврейских театров. Заниматься музыкой мальчик начал в 10 лет, а через несколько месяцев состоялся его дебют как пианиста-концертмейстера в театре отца. В 12 лет Мечислав поступает в Варшавскую консерваторию, которую блестяще заканчивает как пианист в 1939 году, перед самым началом Второй мировой войны. Понимая всю опасность немецко-фашистской оккупации для его национальности, Вайнберг решает покинуть Польшу. Пешком он идёт на восток к границе с Советским Союзом. После изнурительного двухнедельного путешествия Вайнберг добрался до границы и был в числе других беженцев принят СССР. Но война догнала его и там. Из Минска, где он успел за два года закончить композиторское отделение консерватории и написать свои первые произведения, музыкант эвакуируется в Ташкент, где, наконец, оказывается в безопасности. Его мать и сестра, оставшиеся в Варшаве, были замучены фашистами, как и многие евреи Польши, в концлагере Травники. В Ташкенте молодой музыкант устроился на работу в театр оперы и балета и продолжает писать собственную музыку. В 1943 году он посылает партитуру своей Первой симфонии в Москву Дмитрию Шостаковичу, с сочинениями которого он познакомился в Минской консерватории. Д. Шостакович, высоко оценив талант молодого композитора, добивается его переезда из Ташкента в Москву. С этого времени двух музыкантов связала крепкая, искренняя дружба, длившаяся до смерти Д. Шостаковича в 1975 году.
В жизни Вайнберга, как и Шостаковича, был тяжелый послевоенный период. В 1949-1953 годах сталинские репрессии обрушились на еврейских граждан СССР. Если Д. Шостаковича клеймили в газетных статьях и запрещали к исполнению его произведения, то Вайнберг был арестован и несколько месяцев провел в тюрьме. Свободу, а впоследствии и реабилитацию, принесла смерть Сталина. Несмотря на такое отношение со стороны власти, Вайнберг был признателен Советскому Союзу за спасение от фашизма и придерживался такого мнения всю свою жизнь. Он не уехал на родину в Польшу, остался в Москве, продолжая создавать новые музыкальные произведения.
В своем творчестве Вайнберг сумел найти особый, неповторимый стиль, восприняв при этом характерные устремления современной музыки - поворот к камерности, неоклассицизму, поиски в области синтеза жанров. Каждое его сочинение — это глубокие и серьезные, навеянные важнейшими событиями века, мысли большого художника и гражданина.
Ярославские зрители услышат "Концертино для скрипки и струнного оркестра", которое при жизни композитора не было исполнено. Премьера сочинения состоялась в 1999 году в Москве, на фестивале камерной музыки М. Вайнберга, посвященному 80-летию со дня его рождения.
Концертино написано в близком композитору стиле неоромантизма, который наследует общеевропейской традиции — от приемов эпохи барокко до музыкального языка второй половины XX века.
Партию скрипки в Концертино для скрипки с оркестром исполнит Заслуженный артист России (2017 г) Николай Саченко. Скрипач был удостоин Первой премии и Золотой медали на XI Международном Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (1998 г.), а также является лауреатом Международного конкурса им. Леопольда Моцарта (Аугсбург, Германия). Скрипач играет на скрипке Руджиери] 1697 года из Российской Государственной коллекции музыкальных инструментов. Николай Саченко — концертмейстер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрия Башмета. Он успешно совмещает позицию лидера большого оркестра с сольной карьерой.
М. Вайнберг. Концертино для скрипки и струнного оркестра (оп 42).
Г. Уствольская. "Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр".
О Галине Уствольской, как о человеке, так и о композиторе, сложно говорить и сложно слушать. Долгое время её сочинения были известны только узкому кругу людей. Известность пришла в конце 80-х годов и не в СССР, а в Западной Европе. И только тогда на её музыку обратили внимание на Родине. Но до сих пор она редко исполняется в России. Сама Г. Уствольская написала о своей музыке так : «Тот, кто сумеет разобраться в моих сочинениях с точки зрения теоретического анализа, пусть сделает это сам, наедине с самим собой, кто не сумеет — пусть просто слушает». Поэтому последуем её словам и просто послушаем Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946 г.).
Г. Уствольская. «Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр.
Симфонический оркестр Мариинского театра.
Дирижер – Николай Хондзинский.
Олег Полянский (фортепиано).
В ярославской филармонии Концерт прозвучит в исполнении Государственного симфонического оркестра Юрия Башмета. Солистка - Ю Фень (фортепиано, Тайвань).
"Сюита для баса и фортепиано на слова Микеланджело".
1974 год был предпоследним в жизни величайшего композитора XX века Дмитрия Шостаковича.
Тяжело больной композитор находил в себе силы продолжать работать. Одним из произведений, созданных в это тяжелое для него время, время конца жизни, стало создание «Сюиты для баса и фортепиано на слова Микеланджело» (и её оркестровая версия, сделанная несколько позже). Поводом для обращения к стихам Микеланджело явилось пятисотлетие со дня рождения великого художника Возрождения.
«Я вновь и вновь обращался к его образу, смотрел его работы, читал стихи; меня поражала многогранность его таланта, передо мной вставал не только ученый, не только художник, но и поэт. И хотя сам Микеланджело относился к своему поэтическому творчеству более чем скромно, меня потрясла красота его стихов, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества», — писал Шостакович.
Из сборника Микеланджело Шостакович выбрал одиннадцать стихотворений, заголовки к которым дал сам, исходя из их текста : «Истина», «Утро», «Любовь», «Разлука», «Гнев», «Данте», «Изгнаннику», «Творчество», «Ночь», «Смерть», «Бессмертие».
Части исполняются без перерыва.
Сюита — это размышление о смысле жизни, о ее начале и завершении, о смерти, о бессмертии.
Премьера камерной версии Сюиты состоялась 23 декабря 1974 года в Малом зале Ленинградской консерватории. Премьера оркестровой версии - 31 января 1975 года в Большом зале Московской консерватории, дирижёр Максим Шостакович. В обеих премьерах вокальную партию исполнил бас Евгений Нестеренко.
В Ярославской филармонии прозвучит оркестровая версия Сюиты для баса и оркестра.
Предлагаю послушать фрагмент Сюиты в исполнении певца мировой величины
Заслуженного артиста России (2021г),
Народного артиста республики Татарстан (2013 г),
Народного артиста республики Башкортастан (2011 г.) Ильдара Абдразакова.
Заканчивается концерт- открытие фестиваля музыкой К. Бодрова, которая опубликована в начале статьи. Все остальные произведения будут звучать в том порядке, что и в статье.
И маленький сюрприз для вас, дорогие читатели!
Композитор М. Вайнберг писал не только классическую музыку, но музыку к кинофильмам («Летят журавли») и мультфильмам - (мультфильмы про Винни-Пуха).
Фестиваль Юрия Башмета проходит в преддверии Праздника Победы. И музыка Вайнберга напомнит нам о подвиге наших советских солдат в годы Великой Отечественной войны. С наступающим праздником Победы всех нас!