- Музейщики традиционно профессионально отмечают свой юбилей – новой блестящей выставкой, подаренной всем ярославцам, - отметила на вернисаже директор департамента культуры Правительства Ярославской области Марина Васильева. – Но и владельца коллекции можно поздравить с прекрасным местом для экспонирования его коллекции. Согласитесь, что музей зарубежного искусства и выставка произведений династии Брейгелей достойны друг друга.
В том, что площадка для демонстрации его коллекции поистине великолепна, признал и виновник торжества, столичный коллекционер Василий Горященко. Он сказал, что далеко не всякий музей возьмет на себя смелость взяться за организацию подобной выставки:
-Столичные музеи капризничают, требуют от частных коллекционеров только топовые картины признанных мастеров.
В Ярославль Василий Горященко привез порядка тридцати полотен. Впервые в России коллекция картин династии художников Брейгелей представлена столь полно. Впрочем, она могла бы быть ещё полнее, но, по словам владельца, многие картины в настоящее время находятся на зарубежных гастролях. Коллекционер не исключает возможности, что в будущем ярославцы смогут познакомиться и с ними.
Куратор данного выставочного проекта, заместитель директора Алексей Федорчук не скрывает своего восторга:
- Мне до последней минуты казалось, что все это происходит не со мной. Да, что-то, конечно, мы видели, но чаще всего картины подобных авторов подобного уровня экспонируются в лучших западных музеях. А тут в наших стенах несколько десятков холстов, каждое из которых сделало бы честь коллекции любого музея!
Восторгаясь и признавая важность этого выставочного события, Алексей Викторович, тем не менее, посоветовал зрителям найти время и, насладившись Брейгелем, заглянуть в Митрополичьи палаты, дабы сравнить мироощущение художников, творивших в одну эпоху. Ведь именно XVII век, в котором жили и писали свои произведения сыновья и внуки Питера Брейгеля Старшего, признан золотым веком Ярославля.
На выставке, экспонируемой в Музее зарубежного искусства, представлены полотна нескольких Брейгелей. Разобраться, кто из Брейгелей кому и кем приходится, с первого раза вряд ли удастся. Это под силу только искусствоведам да коллекционерам уровня Василия Горященко. Он голландцами интересуется давно и пристально, работает над книгой об этом. В Ярославль привез два каталога – один представляет произведения династии Брейгелей и других авторов фламандской живописи из частных коллекций, другой – посвящен данной выставке.
Большинству посетителей выставки, не вдаваясь в подробности этого генеалогического фламандского древа, достаточно понимать, что именно это плодовитое семейство Брейгелей оказало самое сильное влияние на фламандское искусство в XVI-XVII веках. Данные этим живописцам прозвища – Адский, Мужицкий, Бархатный – дают представления о творческих предпочтениях того или иного представителя династии Брейгелей. Для меня полным откровением явились лики мадонн в обрамлении ярких, явно доминирующих над портретами, цветочных гирлянд.
Драгоценная коллекция задержится у нас в гостях до первого месяца весны, так что у всех желающих будет возможность неоднократно насладиться уникальными полотнами.
Фото (1,3) Геннадия Ершова.