Через три рукопожатия от Марселя Марсо

Не вижу ничего удивительного в том, когда дети известных, состоявшихся в профессии артистов, идут по стопам своих знаменитых родителей. С такой отличной стартовой площадки (когда закулисье прославленных театров – родной дом, когда есть возможность в любое время попасть на престижные спектакли, когда именитые мэтры сцены ласково треплют тебя по вихрам, и прочее, прочее...), нужно приложить немало усилий, чтобы не пойти «в артисты», а стать, к примеру, сантехником или инженером.

Совсем другое дело, когда тебе судьбой уготовано появиться  на свет в маленьком городке Коряжма, затерявшемся среди архангельских лесов.  Именно здесь родилась актриса Ярославского театра кукол Людмила Морозова.  В этом городке с советских времен градообразующим предприятием был целлюлозно-бумажный комбинат,  на котором почти все взрослое население города и работало. А  театров не было совсем.  Поклонникам Мельпомены,  чтобы посмотреть спектакль, приходилось добираться рейсовым автобусом до райцентра минут сорок.  Но как стать заядлым театралом в таком неизбалованном культурными событиями городке – вопрос непростой. Людмиле вопреки обстоятельствам это удалось. И тут всё дело – в учителях, с которыми, по словам Людмилы, ей в жизни бесконечно повезло.  Первая из них - Татьяна Ивановна Лесик. Она закончила знаменитое Щукинское театральное училище, и руководила народным театром при одном из двух коряжемских домов культуры. При самодеятельном театре была и студия для подростков, куда принимали с 14 лет.  Вот вокруг этой студии целый год и «нарезала круги» тринадцатилетняя Людмила, ждала, пока повзрослеет и её допустят к репетициям.  
- Спектакли народного театра пользовались у жителей города популярностью, хотя аншлагов  не было. Ставили серьезные спектакли – например, «Самоубийцу» Николая Эрдмана,  что было очень смело  для 90-х годов прошлого века. А мы, студийцы, играли спектакль по сказкам Степана Писахова, ставили отрывок из «Чонкина», ездили с выступлениями по школам, - вспоминает о начале своей сценической карьеры Людмила.
Татьяна Ивановна Лесик, будучи страстной, увлеченной своим делом натурой, зажгла искру творчества и в своих учениках.  Один из её студийцев поступил в ГИТИС. Людмила с подругой по окончании школу поступили в Архангельский областной колледж культуры и искусства, выбрав специализацию «режиссер народного театра». Что, по оценке самой Людмилы, было достаточно престижно для девочек из маленького городка. Примечательно, что в тот год был набор на режиссеров театра кукол,  о существовании которого Людмила, конечно, кое-что слышала, но сама ни одного кукольного спектакля в жизни не видела. Однако выбора не было – поступила на «куклы», где и отучилась… ровно один год.  
Педагоги в Архангельском колледже культуры и искусства были очень сильные. Один из них, Владимир Николаевич Ульянов, учился пантомиме у самого Ильи Рутберга, признанного отечественного мастера пантомимы и пластического искусства, которого, в свою очередь, благословил  на творчество легендарный мим Марсель Марсо. Вот этот самый Владимир Ульянов, набравший экспериментальный курс артистов пантомимы, и «соблазнил» некоторых учащихся новыми театральными горизонтами.  Людмила стала одной из них.  По теории рукопожатий, которая утверждает, что каждый человек связан с любым другим человеком через цепочку общих знакомых, Людмила стала ученицей самого Марселя Марсо всего через «три рукопожатия»!  Учиться было очень интересно, многое получалось, и, забегая вперед, отмечу, что многие навыки пластического театра  пригодились Людмиле впоследствии,  когда ей довелось поработать в одном театральном проекте во Франции… Однако обо всем по порядку.  
Завершив обучение в Архангельском колледже культуры, Людмила решила продолжить образование  (на этом, к слову, настаивали и педагоги колледжа) – так она оказалась в числе абитуриентов Ярославского театрального института. Тогда поступало сразу несколько ребят из Архангельска, и они запомнились приемной комиссии особой подготовленностью и напористостью,  их даже в шутку называли «архангельский десант». Людмила поступила легко, и вновь оказалась в надёжных руках замечательных педагогов. Это были Елена Тадеушевна и Вячеслав  Вадимович Борисовы. Годы общения с этими мастерами кукольных наук окончательно убедили Людмилу Морозову, что мир театра кукол имеет перед драматическим театром  немало преимуществ:
- Только в театре кукол твоя фантазия не имеет границ. Кукольники намного свободнее в выразительных средствах, нежели артисты драматических театров. И, потом, однажды полюбив этот сказочный мир, где твоими партнерами являются не только люди, но и куклы, трудно променять его на что-либо иное. 
По окончании института Людмила поступила в труппу Ярославского театра кукол. Но тут судьба преподнесла начинающей актрисе сюрприз, от которого трудно было отказаться: один французский хореограф и режиссер задумала поставить пластический спектакль  по мотивам картин Андрея Рублева с участием артистов-кукольников. Людмила и её будущий (на тот момент) муж Данил Морозов (в настоящее время он сотрудничает с Ярославским театром кукол, является одним из  учредителей  частного театра кукол «Ёжики») оказались в числе пяти счастливчиков, прошедших кастинг.  На полгода с Ярославским театром кукол молодой актрисе пришлось распрощаться.  Работали на износ,  репетиции были с утра до позднего вечера, хотя в итоге было сыграно не более десяти спектаклей – обычная для французского театрального пространства практика.  Решив, что в гостях – хорошо, а дома – лучше, ярославцы вернулись в родной театр кукол. Недостатка в работе не было.  Людмила сразу включилась в работу над спектаклем «Аладдин и волшебная лампа» (его поставил заслуженный деятель искусств России Николай Боровков) – сначала помогала водить куклы другим артистам ( на профессиональном жаргоне это называется была «на помощах»), потом выучила роль Будур.  Сегодня в её профессиональном багаже немало ролей  главных героинь – она играет Мари в «Щелкунчике», Василису Премудрую в «Лягушке-царевне», Золушку в одноименном спектакле, Принцессу в спектакле «Кот в сапогах», Дашеньку в «Морозко». Это очень непросто -  всегда играть умниц и красавиц,  раз за разом создавать образ положительных героинь, которые были бы не похожи друг на друга. Людмиле Морозовой этой удается. Её героини всегда «правильные» без излишней  приторности,  лёгкие и обаятельные по нраву, им хочется подражать, на них хочется быть похожей.  Но сама Людмила считает, что в театре кукол не бывает главных и второстепенных ролей:
- Работая в кукольном спектакле, ты очень сильно зависишь от партнера, и он в той же степени зависит от тебя.  Ты должен  стать одним целым не только с куклой, но и со своим партнером…
Обаятельную, очень женственную,  с огромными лучистыми глазами  актрису Людмилу Морозову не обошли вниманием телевидение и киноиндустрия.  Несколько лет она вела поздравительную музыкальную передачу на местном телевидении,  сейчас время от времени снимается в сериалах и картинах, когда  съёмки проходят в Ярославле.  Некоторые съемки актриса считает для себя «проходными», не заслуживающими внимания – «Одна семья», «Морская душа», «Ненасытные», «Иное», «Цена жизни». А вот в фильме «Полынь – трава окаянная»  актрисе посчастливилось сыграть роль второго плана,  и этот  профессиональный опыт её очень дорог. 
В семье артистов-кукловодов  Людмилы и Данила Морозовых подрастает сын Федор. Он тоже хочет стать артистом театра кукол, как папа и мама. Какие-то нюансы профессии малыш уже сейчас схватывает на лету, и у него, по словам  бесконечно любящей, но профессионально объективной мамы Людмилы, это здорово получается. Как знать, может быть через десяток лет Федор продолжит актерскую династию кукловодов Морозовых. Ведь, согласитесь,  у него уже совсем иная стартовая площадка в жизни, чем когда-то была у его мамы, сумевшей несмотря ни  на что реализовать свою детскую мечту, и стать актрисой. 

Фотографии предоставлены Ярославским театром кукол.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе «Авторские колонки»