Автор фотографий – известный американский художник Грег Хильдебрандт. Грег – один из талантливых братьев-близнецов, сделавших себе имя книжными иллюстрациями, рекламными плакатами и комиксами. Грег и Тим Хильдебрандт, часто использовавшие коллективный псевдоним «the Brothers Hildebrandt», известны , в первую очередь, своими иллюстрациями к «Властелину колец» Толкиена, их же объединённому перу принадлежит постер к первому фильму «Звездные войны». Можно даже предположить, что благодаря умелой рекламе Coca-cola и Sprite (делали её, разумеется, the Brothers Hildebrandt) американская публика так полюбила эти напитки. За великолепные иллюстрации к сотням классических детских книг братья Хильдебрандт были удостоены Золотой медали от общества иллюстраторов Нью-Йорка. Награда за картинки к детским книжкам для братьев-иллюстраторов неслучайна и очень знакова: ведь в детстве они мечтали стать аниматорами и работать в компании Дисней. Однако, повзрослев, Грег Хильдебрандт поместил своих «белоснежек» и «золушек» совсем в другие декорации.
Пин-ап – искусство для взрослых. Название стилю дал английский глагол to pin up, что значит прикалывать что-то, то есть плакат, картинка, прикалываемая на стенку. И изображены на тех картинках отнюдь не Микки-Маус в компании с Томом и Джерри. Моделями для художника были известные натурщицы, актрисы, жены заказчиков и, конечно, его собственная любимая жена Дженифер.
Техника изготовления фотографии в технике пин-ап достаточно трудоемка. Изначально автор с фотографической точностью рисовал модель красками на холсте, затем фотографировал картину, и, наконец, печатал снимок опять же на холсте в одном-единственном экземпляре. Что делал Грег Хильдебрандт с «заготовками» для фотополотен, то есть с оригинальной картиной? Неизвестно. По одной из версий – уничтожал. Для чего необходимо было такой огород городить – писать маслом, фотографировать, печатать, уничтожать… - опять же неизвестно.
Что сказать о самой выставке? Несколько десятков сочных, красочных фотополотен, на которых изображены красотки в фривольных позах – все они обнажены, многие вооружены, дороговизна человеческой фактуры поддержана блеском авто на заднем плане. Наверное, они очень даже привлекательны для мужской (и, будем толерантны, части женской) аудитории. Лично мне с эстетической точки зрения такое искусство чуждо. Но если я этого не понимаю и не принимаю, отнюдь не значит, что этого направления в искусстве нет. На вкус и цвет, сами знаете…
В день вернисажа ярославская художница Марина Жгивалева внесла свою смелую лепту в историю пин-ап искусства, представ в виде ожившей модели в излюбленном стиле Грега Хильдебрандта. Большинство входящих в зал мужчин делали «охотничью стойку», и интерес к полотнам Хильдебрандта проявляли значительно меньший, чем к автору перфоманса. Естественно, в прочие дни экспонирования портретов девушек американской мечты визуальной радости в виде Марины Жгивалевой в зале, увы, уже не будет. Кто не успел, тот опоздал.
В заключение следует добавить, что Ярославский Художественный музей одним из первых в России представил в своих стенах произведения искусства в стиле пин-ап для широкой публики. Насладиться зрелищем (или возмутиться им) можно в Музее зарубежного искусства до середины ноября.
Фотографии Геннадия Ершова.